Прежней дорогой идете, товарищи!

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
12 июня 2000, 00:00

Идея о необходимости борьбы с коррупцией с помощью очищения законов пока не овладела законодательскими массами

Как помнит читатель, главной мыслью нашей первой подборки материалов по государственному рэкету ("Ворующие по закону" и др., "Эксперт" N7) было вот что.

Коррупция в России является неизбежным следствием некоторых свойств наличной правовой базы. Основополагающие законы - и в еще большей степени подзаконные акты - полны положениями, дающими чиновнику легальные основания распоряжаться теми или иными активами и некий простор для маневра. В определенном проценте случаев чиновник решает, что этот простор позволяет и воровать. Поэтому сажать отдельных мздоимцев и казнокрадов, может, и хорошо, но практически бесполезно: во-первых, всех не пересажаешь, а уцелевшие только нарастят аппетиты ("плата за страх"); во-вторых, даже сонмы ангелов, назначенные на освободившиеся места, через очень короткое время начнут воровать примерно в той же пропорции.

Единственным способом в заметной степени снизить уровень чиновничьего грабежа является, таким образом, планомерное выкорчевывание его корней из нормативной базы. Нормы, дающие право чиновникам любого уровня на распределение каких бы то ни было активов, должны выявляться - и переформулироваться в автоматические. Если заняться этим всерьез, то с какого-то момента перемены обретут критическую массу, Россия перестанет быть чиновничьим царством - и тогда снижение уровня коррупции окажется рядовой среди радостных новостей.

Все тот же сон

С нашей публикацией многие согласились. Мы получили изрядное количество откликов. Десятки читателей, вняв нашему призыву искать в конкретных законах и подзаконных актах дыры, позволяющие чиновничеству воровать, прислали нам свои наблюдения (мы заверяем, что эти наблюдения не пропадут). Заинтересовались и некоторые парламентарии. Честно говоря, мы на это рассчитывали: антикоррупционная чистка законодательства давала бы Думе столь мощные козыри в ее сложной игре с исполнительной властью, что странно было бы хоть не попытаться такую чистку начать. Однако интерес думцев к такому развитию событий на поверку оказался небольшим. Нет, в беседах с корреспондентами "Эксперта" отдельно взятые депутаты не перестают с большим одобрением высказываться о нашей затее, но никакого реального воплощения в Думе она пока не получила.

Хуже того, полным ходом идет движение в противоположную сторону. Многие из заметных законопроектов, обсуждавшихся в Думе за последние месяцы, либо целиком, либо в важных своих частях направлены на то, чтобы предоставлять чиновничеству все новые и новые поводы "рулить" все большим многообразием активов. Оценивая один из таких проектов - нового закона о приватизации, мы даже вынуждены были ввести термин взяткоемкость ("Лицензия на грабеж", N8), поскольку в этом отношении проект бил все рекорды. Об укреплении основ госрэкета в предложениях правительства по налоговому законодательству мы сегодня пишем отдельно; об аналогичных проблемах с Кодексом об административных правонарушениях писали все кому не лень. Можно приводить и другие примеры. Такой стиль законотворчества на фоне непрерывных воплей о борьбе с коррупцией производит тягостное впечатление.

Помимо всего прочего, быть может, все это объясняется давней системой само- и взаимообманов законодателей и чиновников. Не сомневаюсь, что во многих случаях люди, вписывая в закон очередную взяткоемкую новацию, искренне озабочены тем или иным реальным государственным интересом - и не желают замечать, что жизненным воплощением их простой выдумки (а ничего нет проще, чем поручить отстаивание госинтереса конкретному чиновнику) будет очередная возня у кормушки. До умения отстаивать государственные интересы с помощью внеличностных - экономических или институциональных - рычагов ветвям российской власти расти еще долго.

Но расти надо - особенно власти законодательной. Если Дума не хочет (не может? не догадывается? не решается?) корчевать корни коррупции из действующих законов, то уж подвергать анализу на взяткоемкость новые законопроекты и при положительном результате безоговорочно их отклонять она просто-напросто обязана. Если она этого делать не будет, ей останется только штамповать (с большей или, скорее, меньшей дозой ритуальных взбрыкиваний) инициативы исполнительной власти, и она неминуемо превратится в то, чем прозвали одного из ее английских предшественников - в охвостье.

Борьба же с коррупцией, ведущаяся не в правоустановительном, а в уголовном порядке, эффективной не станет ни в каком случае, а опасной для общества стать очень может. Ведь если воруют "по закону", то воруют слишком многие; покарать всех - сил не хватит, значит, будут карать выборочно. Более торной дороги к произволу не придумаешь.

Не оставляем стараний

"Эксперт" продолжает настаивать на своем рецепте излечения национальной хвори. Вероятно, для его популяризации будет полезно время от времени рассказывать, как устроен чиновничий рэкет в самых разных сферах нашей экономической жизни. Мы так и будем поступать.

В нашей сегодняшней подборке материалы из трех совершенно разных сфер: речь идет о межбюджетных отношениях, о строительных подрядах и о налоговой администрации. Масштаб явлений - разный, участники - и от бизнеса, и от госструктур - разные, а суть грабежа одна и та же: чиновник имеет право рулить - и пользуется этим правом на всю катушку. Либо какая-то процедура не достаточно подробно прописана в законе - и чиновник подгоняет ее подробности под собственные аппетиты; либо что-то в законе прописано заведомо нереалистично - и чиновник добавляет недостающую гибкость за отдельную плату... Стало быть, и вывод во всех описываемых случаях один: такого чиновника можно и должно бранить, судить и сажать, но чтобы положение изменилось, надо переписывать законы.

Мы продолжим этот невеселый сериал - надеемся, что с вашей помощью, уважаемые читатели.

Читатели! Сограждане! Друзья!

Если вы согласны:

- что бороться с чиновничьим произволом пора всерьез;

- что сажать отдельных казнокрадов хорошо, но бесполезно;

- что коррупция коренится в статьях законов и пунктах постановлений, допускающих чиновников к дележке активов, то -

будьте активны!

Источники коррупции, которые мы указали в этом номере, - лишь ничтожная доля того, к чему надо срочно привлечь общественное внимание.

Расскажите нам, опираясь на какие нормативные акты чиновники грабят вас или ваших партнеров; нехватка каких нормативных актов мешает вам выстраивать свой бизнес и развязывает руки бюрократам. Мы обобщим ваши рассказы и организуем широкое публичное обсуждение открывающихся красот.

Мы заставим наших депутатов заняться делом!

Сообщения присылайте по факсу (095) 250-52-09 или электронной почте prv@expert.ru с пометкой "Коррупция".