Четыре свадьбы и один дудук

Алексей Мунипов
12 июня 2000, 00:00

Фестиваль этнической музыки москвичи проморгали. А жаль

В клубе "Дом", специализирующемся на неглупой музыке, случился масштабный мини-фестиваль под названием "Столичный Орион Кап 2000". Четыре дня подряд здесь выступали истинные звезды world music из столиц бывших союзных республик (потому и "столичный") - Алим Касимов из Баку, Мунаджат Юлчиева из Ташкента, группа "Ашхабад" понятно откуда и Дживан Гаспарян из Еревана. Увидеть их в Москве даже поодиночке - редкая удача: этническая музыка вполне востребована на Западе, там они по большей части и обитают. Дают концерты в самых престижных залах, заключают контракты с солидными фирмами звукозаписи, а в Москву, по понятным причинам, и носа не кажут - увлекаться фольклором у нас пока не модно, а имеющихся ценителей этники едва хватает на то, чтобы заполнить крохотный зальчик клуба "Дом". Если по совести, то не хватает - при цене билетов в 200 и 300 рублей (вполне разумные деньги за выступление исполнителей такого масштаба) первые два дня зал был полупустой. Между тем в Лондоне Мунаджат с легкостью собирает немаленький Royal Festival Hall, и посетители уходят в слезах, а пресса захлебывается от восторга. Представить такое в Москве пока нереально.

Золотой мальчик

За день до начала фестиваля во дворике "Дома" устанавливали странную скульптуру. Позолоченная фигурка изображала невысокого человека, довольно горестно смотрящего в небеса, и напоминала отчего-то Владимира Высоцкого на Страстном бульваре, только в прикиде Майкла Джексона. Таким небанальным образом устроители фестиваля решили выказать уважение Питеру Гэбриэлу, всемирно известному музыканту, чей вклад в популяризацию этнической музыки и впрямь неоценим.

Гэбриэл известен широкой публике своими феерическими видеоклипами, масштабными шоу и участием в легендарной группе "Дженезис". Между тем он сделал и еще одну важную вещь: открыл собственную фирму звукозаписи Realworld, на которой принялся записывать исключительно аутентичную этнику. Там к услугам фолк-музыкантов со всего мира - прекрасно оборудованная студия и понимающие звукорежиссеры. А кроме того, важный нюанс - дистрибуцией дисков Realworld занимается крупнейшая корпорация Virgin, а это означает, что доступны они будут везде, где только возможно. В общем, выпустить диск у Гэбриэла для любого этноисполнителя - невероятная удача.

Все участники "Орион Кап" имеют к Гэбриэлу прямое или косвенное отношение. Скажем, музыканты из группы "Ашхабад" оказались первыми исполнителями из бывшего СССР, издавшими на Realworld свой диск - и с ошеломляющим успехом. Альбом "Ашхабад - город любви" стал уже хрестоматийным: треки с него постоянно крутят на соответствующих радиостанциях и включают чуть ли не в каждый солидный сборник мировой музыки. Дживан Гаспарян выпустил на Realworld самую свою, пожалуй, красивую работу - совместную коллаборацию с мультиинструменталистом Майклом Бруком. Ну, и так далее.

Свадьба пела и плясала

Кого пропустили ленивые москвичи и как это выглядело? Волшебно. На стенах - ковры, в зале - лучшие представители диаспор, на сцене - музыканты со странными инструментами: тар, кеманча и нагара, рубаб, дутар и чанг, канун, доол и дудук. Вот Алим Касимов, которого западная пресса называла, между прочим, "лучшим голосом нашего времени" (подозреваю, правда, что подобным эпитетом может похвастаться всякий известный вокалист - газет в мире много, восторженных журналистов - и того больше). Но голос у Алима, конечно же, невероятен - он словно сладкий мед и словно полынь, он струится, а временами рассыпается такими фиоритурами, что только диву даешься.

Вот Мунаджат Юлчиева, немолодая женщина с понимающей улыбкой, более всего похожая на Цезарию Эвору, но в узбекском варианте - такими во всех странах изображают матерей: успокаивающий жест ладонью, мудрые глаза и вдохновенная баллада, от звуков которой хочется бежать далеко, и прижаться к чьей-нибудь груди, и рассказать все-все - что можно и чего нельзя. Вот, наконец, группа "Ашхабад", туркменские музыканты, некогда игравшие на свадьбах. Впервые выступив в Москве в феврале, они покорили всех и сразу. Настоящий корневой рок-н-рол, сыгранность и виртуозность невероятная - когда Хакберды Аламурадов начинает выделывать штуки на всяких национальных бубнах и барабанчиках, ладонью наотмашь и легкими кончиками пальцев, он ничуть не отличается от какого-нибудь старого блюзмена из Алабамы, который на своей гитаре только что зубами не играет, и эффект тот же: публика визжит, и кричит, и пытается хлопать в ладоши, да только черта с два этот ритм повторишь.

А под конец - Дживан Гаспарян, хэдлайнер, мастер игры на дудуке (такая деревянная дудка с самым грустными в мире голосом). Профессор, много лет преподающий в Ереванской консерватории, он известен далеко за пределами Еревана, выступал с "Кронос-Квартетом" и писал музыку к множеству голливудских картины (в их числе "Ворон", "Блокада", "Русский дом", фильмы Атома Эгояна и проч.). Армянская тоска обезоруживает: дудук его рыдает так, как вам, может, не приходилось. Не все композиции, впрочем, грустны, но проверить это лично удастся не скоро: звезды разъехались, дом опустел, осталась только золотая фигурка, грустно глядящая в небеса.