Непривычный профицит

Аркадий Дворкович
12 июня 2000, 00:00

Сверхплановые доходы позволяют пока Минфину обходиться без кредитов и МВФ, и Центрального банка

Текущий год, вероятно, станет рекордным для федерального бюджета: план по доходам может быть перевыполнен на 20%. Такое уже было в 1995 году, но главным образом за счет изначально заниженной оценки инфляции. Сегодня инфляция пока не догоняет "план". Основными факторами увеличения доходов продолжают оставаться рост ВВП и высокие мировые цены на российский экспорт. Первое - недолговечно без проведения необходимых реформ. Второе - вне нашего контроля.

"Избыток" доходов федерального бюджета сверх плана за пять месяцев 2000 года составил, по нашим оценкам, до 100 млрд рублей, или более 4% ВВП. Почему же положение с финансированием бюджетных расходов продолжает оставаться напряженным и появляются сообщения о недофинансировании отдельных статей расходов федерального бюджета?

Во-первых, формальное недофинансирование на первое число каждого месяца является лишь статистическим фактом и соответствующие затраты производятся в первые часы и дни следующего месяца. Так что бюджет продолжает исполняться по сумме в полном объеме. Во-вторых, что более важно, дополнительные доходы почти полностью идут на компенсацию несостоявшихся заимствований.

Если, как планировалось, федеральный бюджет оставался бы дефицитным (в размере около 1% ВВП), правительству пришлось бы отыскать до 150 млрд рублей валовых заимствований и других источников финансирования. А удалось найти лишь около 60 млрд рублей. Так что 90% дополнительных доходов "ушло" на замещение займов МВФ и кредитов Центрального банка.

С одной стороны, бюджетный профицит - это, безусловно, положительный факт, и такое положение дел должно быть закреплено в дальнейшем. С другой стороны, бездефицитность бюджета должна быть не сюрпризом, а частью ежегодного и долгосрочного бюджетного планирования. Иначе - финансовая неопределенность и опасность невыполнения части государственных обязательств.

Маловероятно, что столь высокий сегодняшний профицит бюджета сохранится до конца года. Должна быть достигнута договоренность с международными финансовыми организациями. Следует также развивать рынок государственных ценных бумаг, но не злоупотреблять этим инструментом. Это позволит компенсировать возможное падение цен на нефть и почти неизбежное замедление роста ВВП до проведения необходимых экономических преобразований. Тем не менее бюджет может быть выполнен полностью (включая дополнительные расходы на обеспечение безопасности государства) и остаться бездефицитным. Это - основные задачи бюджетной политики на текущий год.

Бюджет 2001 года должен быть основан на обновленной налоговой системе. Налоговая реформа - критический элемент стратегии ускоренного экономического роста. Опасна ли она для бюджета? Может ли она вызвать чрезмерное падение бюджетных доходов, которое приведет к неисполнению бюджетных обязательств? По нашему мнению, нет.

Согласно расчетам Министерства финансов Российской Федерации и Центра стратегических разработок, предлагаемые изменения в налоговом законодательстве приведут к снижению общих доходов бюджетной системы не более чем на 2% ВВП, причем 85% сокращения придется на внебюджетные фонды - дорожные и социальные. Это не означает, что налоговое бремя на каждого налогоплательщика снижается лишь на 2% созданной им добавленной стоимости. Для многих сокращение налоговой нагрузки составит не менее 10% чистого дохода, а для части хозяйствующих субъектов - до 20%. Компенсируется это сокращение выравниванием условий налогообложения за счет отмены значительной части налоговых льгот.

Уменьшение бюджетных доходов планируется полностью уравновесить снижением расходов в части нерациональных затрат бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Перевод дорожных фондов на казначейское исполнение позволит обеспечить полное их денежное финансирование и строительство дорог в том же объеме, что и в предшествующие годы. Пособия по безработице и другие расходы, связанные с политикой в области занятости, будут производиться из федерального бюджета. Сокращение бюджета фондов социального страхования означает лишь отказ от сегодняшнего профицита их ресурсов. Постепенная реализация адресных принципов социальной защиты позволит сократить прямые и косвенные дотации высокообеспеченным домохозяйствам. Поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования станет не только фактором дальнейшего снижения бюджетных расходов, но и залогом повышения эффективности экономики и ее ускоренного роста.