"Какую биографию делают нашему рыжему!"
Анна Ахматова (по поводу ареста Иосифа Бродского)
Эпатаж, фрондерство и самораскрутка довели Владимира Гусинского до "сумы и тюрьмы". Он стал не столько помехой Кремлю, в чем большинство наблюдателей усматривает причину его ареста, но - самой выгодной целью для розыгрыша провокации гигантского масштаба, типа Прекрасной Елены, царевича Дмитрия, эрцгерцога Фердинанда, шпиона Дрейфуса, товарищей Кирова и Димитрова.
Сия блистательная комбинация, похоже, была затеяна игроками похитрее его самого, и даже похитрее Самого Президента. Красота ее в том, что не только г-н Гусинский лично, но и Прокуратура РФ, думские "правые" и "левые", администрация президента США, кнессет Израиля, правозащитники, еврейские конгрессы и раввины и, конечно, СМИ всех калибров были разыграны "втемную", или, как еще говорят, "повелись", то есть, действуя полностью по собственному разумению, тем не менее сработали на запрограммированный не ими результат.
Впрочем, каждый из субъектов комбинации, ведя свою партию в чужой игре, все же получает и личные дивиденды. (К вопросу о красоте комбинации.) Во всяком случае даже Владимир Гусинский публично заверил, что рад своему аресту.
Объективные и субъективные предпосылки большого розыгрыша
Почему Гусинский не любит нынешний Кремль. Вспомним 1996 год, памятные времена "семибанкирщины", обеспечившей - по крайней мере так считали все семеро - победу Ельцина над Зюгановым. Тогда, по итогам выборов, олигархи оказались равноприближенными к Кремлю и занимали практически эквипотенциальные стартовые позиции в борьбе за главный приз - влияние на власть. Однако в дальнейшем к завету "все олигархи равны" стилом истории было дописано: "но некоторые равнее".
Против фаворитов, группы "Чубайс-Потанин-Кох", группа "Березовский-Абрамович-Гусинский" предприняла решительную атаку всеми своими медиа-силами, раскручивая "дело 'Череповецкого азота'" и "дело писателей".
Затем победители предложили свои медиа-возможности премьеру Черномырдину, который рассматривался тогда как главный кандидат в ельцинопреемники. В результате этого латентного тендера на смету выборов-2000 победили "Березовский-Абрамович и примкнувший к ним Волошин". Заняв соответствующие позиции в Кремле и развивая победу в борьбе за деньги будущего, эта группа сильно потеснила "Медиа-Мост" не только на рынке политтехнологий, записного лоббизма и кремлевского PR, но и на традиционном рекламном рынке. "Мост" начал терять финансовые опоры.
Даже Российский еврейский конгресс, руководимый г-ном Гусинским, стал испытывать конкуренцию со стороны созданной г-ном Березовским Федерации еврейских общин, которая отвела от РЕК львиную долю средств швейцарских банков, выделенных российским жертвам гитлеровского геноцида евреев.
Кроме того, когда ЦБ РФ, исходя из своих вполне здравых резонов, хотел выкупить "за один рубль" практически лежачий Мост-банк, г-н Волошин начал всячески этому противодействовать, похоже, только ради того, чтобы не дать "Мосту" спасти свое лицо и избежать дополнительных убытков.
Драки стали вспыхивать даже по мелочам. Вспомним, например, миграции рекламоемких сериальных "ментов" в координатах НТВ-ОРТ.
Наверное, кроме перечисленных резонов были и другие, но так или иначе г-н Гусинский сделал свой выбор и стал главным публичным критиком "семьи", кремлевской администрации и, по ходу дела, г-на Путина, не отказавшегося от услуг оппонентов "Моста". Благо для критики, к чему скрывать, Кремль регулярно подбрасывает вполне "белые" поводы, пригодные для обыгрывания и обсасывания.
При этом г-н Гусинский понимал, что рискует, и всячески пытался, выражаясь респектабельно, подстраховать тыл, при каждом удобном случае выставляя себя как главного российского борца с коррупцией, единственного в России независимого издателя и рьяного радетеля демократических ценностей современной цивилизации.
Свою партию он сыграл отменно. Действительно, исповедуя фрондерско-скандальную линию поведения, ему удалось позиционироваться в качестве знаковой фигуры международного масштаба. Эдаким героем ратоборцем, вокруг которого мучителей толпа, алчущих заковать его в железа и ковыряться обоими хищными клювами российского государственного орла у него в печенках и прочем ливере. В этом-то и заключалась его беда - оказавшись в центре всеобщего внимания, он оказался и в центре прицельной сетки. Иными словами, подставился в качестве детонатора под удар тех, кому в розыгрыше своих комбинаций мог потребоваться взрыв социально-политической напряженности и неуправляемых эмоций, националистической агрессии, обострения отношений с Западом и общее "замутнение воды", или, как еще говорят, "создание конфликтного поля" для достижения своих "игровых" целей.
Почему нынешний Кремль не любит Гусинского. "Кремлевцы" не любят Гусинского не только потому, что тот непрерывно атакует кремлевскую администрацию. Есть и стратегическая причина. Как нам уже доводилось писать, политик и бизнесмен Гусинский, равно как и другие бывшие и нынешние враги "кремлевцев" - Чубайс, Потанин, Кох и многие другие, строит свою стратегию на открытости России в отношениях с Западом. При этом их позиция стопроцентно прагматична. Масштабы официального бизнеса, степень прозрачности, кредитная история и деловая репутация в значительно большей степени, чем кремлевским бизнесменам, дают им основания надеяться на выгодную интеграцию в мировую бизнес-элиту, привлечение иностранных средств в свой бизнес.
Бизнес "кремлевцев", наоборот, сохраняет шансы на выживание лишь до тех пор, пока их более презентабельные конкуренты не получили мировых денег в свое распоряжение. Им в этой связи необходима "закрытая" Россия, в которой никто не мог бы посягнуть на их лидерство.
Понятна и правдива "белая" версия необходимости атаки на "Мост", заготовленная для Путина, прокуратуры и формирования общественного мнения в среде маргинальных патриотов. "Мост", имея долги перед госбанками и госкомпаниями, по существу находясь в госсобственности, поносит столпы государства, как пес безродный. А чуть что, "прикрывается" Клинтоном, свободой слова и мировым еврейским движением.
Не исключено, что в какой-нибудь неофициальной беседе с "кремлевцами" Владимир Путин высказался в том духе, что позиция Гусинского есть проблема для российской государственности, а рецепт ее укрепления один - диктатура закона. Тем самым он развязал руки "кремлевцам" для решающего хода в их игре. Совершенно не рассчитывая на то, что в отношении "Моста" тезис о диктатуре закона будет реализован в столь экстремальной форме, Путин получил от "кремлевцев" изрядный неожиданный "подарок".
Главная ставка и главные игроки
Тем не менее, похоже, что обострение конфликта "Гусинский-кремлевцы", в результате которого в крайне сложное положение попал президент, - это лишь изысканный "ход конем". Продолжая аналогию с шахматами, суть комбинации выглядит так: удачный ход конем бьет "вилкой" по, скажем, пешке и ферзю, ферзь отступает. Наблюдатели ждут, что пешка будет взята и начнется затяжной размен фигур. Но конь "забывает" о пешке, и через освобожденное отходом ферзя поле, на заднюю линию оппонента, уже с нескрываемой прямотой выводится ладья, красивый мат и, как говорится, "партия"!
Шахматы ведь не преферанс, где выигрывает тот, кто взял больше взяток, и не шашки, где побеждает сожравший больше фигурок противника, даже не домино, где выигрывает тот, кто успел избавиться от своих наиболее "запятнанных" фишек.
Суть шахмат не в истреблении пешек, а в бескомпромиссном мате.
В сущности, для победы над Гусинским арест не обязателен и даже вреден. Кремлю было бы выгоднее тихо и вполне законно национализировать группу "Мост", по образцу антилужковской кампании дискредитировать лично Гусинского, избрать мерой пресечения подписку о невыезде и тихо надеяться, что он ее когда-нибудь нарушит, поехав, например, на Международный еврейский конгресс или на Давосский форум, в акционерах которого состоит "Мост".
К тому же теперь Гусинский не так опасен для Путина. Активная фаза войны в Чечне завершена, а дискредитация власти силами кукольного театра не опаснее, чем, скажем, стимулирование распада Союза путем продажи пятнистоголовых матрешек на Арбате.
Совершенно очевидно, что сегодня самая главная ставка и самая главная партия - это реформа власти в России, создание нового правового поля для взаимоотношений президента с губернаторами, новых условий работы на местах силовых и судебных структур, новых механизмов реализации функций монетарных, финансовых и имущественных властей. Сумма игры - контроль над потоками и активами в десятки миллиардов долларов. Зачинатель игры - лично Владимир Путин.
Естественно, что реформа имеет много сильных оппонентов из числа губернаторов, представителей федеральных вертикалей на местах, бизнесменов и мафиози, работающих в симбиозе с местными элитами. Не перевелись на Руси и убежденные экстремальные либералы, и идейные анархо-синдикалисты, животно ненавидящие государство во всех его проявлениях. Оппоненты не могут открыто выступить против вождя с таким рейтингом, тем более что многие, тоже неслабые, лидеры в их вотчинах успели записаться в пропрезидентское "Единство".
Подобная оппозиция в борьбе с Путиным может рассчитывать только на тайную и тонкую спецоперацию с прикрытием, исполнение которой может быть поручено только крутым профессионалам, масштаба Судоплатова и Эйтингона.
Среди "кремлевцев" люди такого масштаба есть. При этом по целому ряду сигналов они вполне могли составить мнение о том, что их счастливая звезда закатывается. При формировании правительства сильно потеряли в чиновничьем статусе Аксененко и Калюжный. Энергетическим министром стал совсем не "семейный" человек. В администрации работу уполномоченных президента поручено курировать тоже не "семейному"; путинский Кудрин легко отобрал у "околосемейного" Пенсионного фонда под минфиновское начало его доходную часть; по некоторым сведениям, под угрозой оказалось и последнее детище "кремлевцев" - алюминиевый суперхолдинг. По некоторой информации, лично Владимир Путин дал новым алюминиевым баронам время до сентября, после чего они должны представить власти легитимный, "прозрачный", работоспособный и платящий налоги холдинг. Исполнить это условие нелегко, тем более что его исполнение, возможно, выхолащивает сам мотив прихода "кремлевцев" в алюминиевый бизнес.
Короче говоря, нельзя исключить, что платежеспособный спрос на рынке был удовлетворен весьма квалифицированным предложением. Группировка не довольных Путиным губернаторов и чиновников обрела сильных лидеров.
Сыграна ли игра
Что мы имеем, как говорится, на сегодняшний день? Имеем скандал. Родная демократическая тусовка за те сутки, пока Гусинский был отрезан от адвокатов и СМИ, возбудилась и доавтовозбуждалась до того, что сегодня находится на грани мистического транса. "Кухонная" интеллигенция дрожит, завидев призрак Тараканища, и вот-вот сядет на ежа. Российская еврейская община, по крайней мере в лице Адольфа Шаевича, полагает, что все происходящее "нацелено на ее разрушение".
Часть политической и подавляющая часть бизнес-элиты открыто критикует власть и консолидируется для защиты Владимира Гусинского.
"Помножены на ноль" все прошлые и возможные будущие внешнеполитические успехи Владимира Путина. Россия опять, как в разгар скандала с Bony и войны в Чечне, стремительно приобретает имидж государства-негодяя с непредсказуемыми политическим и экономическими перспективами.
Но главное, под угрозой распада оказалось думское конституционное большинство, необходимое для принятия во втором чтении нового Закона о Совете федерации и преодоления весьма вероятного вето СФ на этот закон.
Для президента прямой провал административной реформы или выхолащивание валом поправок сути закона равносильно сокрушительному поражению. Концепции экономической реформы нет, выборы в Москве, Питере и Московской области командой президента проиграны... В активе остаются только успехи в Чечне и снижение налога на оплату труда. Одним словом, счет будет явно не в пользу Путина.
Более того, сегодня предприниматели в регионах, которые и являются настоящей социальной базой путинских реформ, деморализованы самой возможностью победы губернаторов над президентом. Если губернаторы победят, то закрутят гайки так, что о всяком улучшении предпринимательского климата можно будет забыть.
Зашаталась и политиканствующая часть союзников Путина. Региональные номенклатурщики второго эшелона из "Единства" уже готовы обратно перебежать под знамена ОВР.
Одним словом, удержать реальную власть в этой ситуации Путину будет ничуть не легче, чем было избраться президентом.
Остается лишь надеяться, что у команды Путина хватит потенциала для удержания ситуации под контролем и снижения градуса социальной напряженности. За очень короткое время кампания вокруг ареста выродилась в фарс, ибо в отсутствие лидера - самого Гусинского - находящиеся на свободе замы вчистую провалили сюжет. Под трогательную информацию о вареной рыбе на обед и вал комментариев одиозных личностей, давно растративших кредит доверия публики, ситуация не воспринимается серьезно. Это дает определенное тактическое преимущество Путину и повышает шансы на то, что ему удастся создать более продуктивный альянс с "нормальными" губернаторами.
И во-вторых, надо надеяться, что у политиков, которых избрали люди, желающие вырваться из тлена позднеельцинского периода, хватит ума не поддаваться на провокации.
P. S. 1. Владимира Гусинского надо немедленно выставить из Бутырок. В конце концов, не давать ему слишком много воли можно целым рядом цивилизованных способов. 2. За свободу слова надо платить из своего кармана, а не из государственного. 3. Сила президента заключается не только в жесткой риторике и способности ночевать на дне моря. 4. Демократия - это ответственность за свой выбор и поведение, а не вождение ритуального хоровода вокруг статуи Свободы.