Тринадцатого июня в американском штате Калифорния начался судебный процесс над бывшим премьер-министром Украины Павлом Лазаренко. Американская юстиция обвиняет его в отмывании денег, полученных незаконным путем и переведенных на счета в зарубежных банках. Впрочем, есть у процесса и политический подтекст: известно, что Лазаренко - давний противник нынешнего президента Украины Леонида Кучмы. Не случайно, что обвинение Лазаренко (который вот уже как год живет в США, безуспешно требуя от американских властей политического убежища) было предъявлено накануне визита Билла Клинтона на Украину и рассматривается наблюдателями как "жест доброй воли" в адрес Кучмы. И тем не менее процесс обещает быть длительным и, безусловно, будет сопровождаться многочисленными разоблачениями с обеих сторон.
Начало скандалу уже положено: украинская генпрокуратура помимо мошенничества обвинила Лазаренко в организации заказного убийства крупнейших украинских предпринимателей и лидеров донецкой финансово-промышленной группы - Ахатя Брагина и Евгения Щербаня. Лазаренко не остался в долгу. Он не только отверг эти обвинения, но и пригрозил через своих адвокатов "полностью разоблачить антинародную сущность режима Кучмы". В частности, он пообещал обнародовать номера счетов в зарубежных банках, якобы принадлежащих украинскому президенту и его окружению. Адвокаты подсудимого заявили, что Кучма, мол, в течение нескольких лет получал мзду от Лазаренко и активно способствовал развитию его бизнеса, пока бывший премьер не объявил о своем намерении баллотироваться в президенты. Вдобавок адвокаты обвинили окружение Кучмы в организации покушения на экс-премьера в 1996 году.
В такой ситуации кажется странным упорство, с которым украинский президент пытается "добить" своего оппонента, уже не представляющего опасности для Кучмы. Лазаренко, видимо, оказался подходящей фигурой, которую президент может использовать для демонстрации Западу своих усилий по борьбе с "коррумпированными олигархами". Окончательная "победа" над Лазаренко для Киева важна не только по "имиджевым" соображениям. Аналитики прогнозируют нарастание противоречий между Кучмой и крупнейшими финансовыми группами страны (прежде всего группой народного депутата Украины Григория Суркиса). Печальный эпизод с Лазаренко, возможно, призван повлиять на руководителей тех финансовых кланов, которые ныне сверх меры усилились в Киеве.