Большие и умные

Спецвыпуск
Москва, 19.06.2000
«Эксперт» №23 (236)
Страхование крупного бизнеса все сильнее приближается к мировым стандартам

Менеджеры любой процветающей крупной компании любят говорить о налаженном внутри их бизнеса риск-менеджменте. Однако термин "риск-менеджмент" в их понимании сильно выходит за рамки академических учебников по управлению фирмой. Главное, чем выделяется подход лидеров рынка к управлению рисками, - использование страхования на том уровне, на котором это принято делать в европейских странах или Америке. Пока, правда, похвастаться наличием интереса к грамотной оценке промышленных рисков могут лишь единицы. Зато к их числу можно смело отнести компании, которые определяют развитие российской экономики, - "ЛУКойл", "Газпром", "Норильский никель" и др. Но тенденция налицо: если еще пару лет назад о полноценном страховании можно было говорить лишь в компаниях с участием иностранного капитала, то теперь свои риски, пусть иногда и не в полной мере, страхуют почти все крупные российские предприятия.

"Экспорт" уже застрахован

Наиболее активно страхование развивается в экспорториентированных отраслях: в топливно-энергетическом комплексе и в металлургии (см. график 1). В имущественном страховании совокупные взносы компаний, входящих в Ассоциацию страховщиков топливно-энергетического комплекса, составляют почти треть (!) от суммарных показателей всех российских страховщиков. Особенностью работы с крупным бизнесом являются "родственные" кэптивные отношения между предприятием и страховой компанией. Зачастую подобная практика подвергается критике: дескать, все это делается ради того, чтобы средства не выходили за пределы финансово-промышленной группы, реальная же страховая защита в этом случае не обеспечивается. Такая ситуация действительно характерна для небольших страховых компаний, как правило, подконтрольных региональным администрациям или производственным компаниям "второго эшелона".

Но действительно крупному бизнесу подобное страхование не нужно. С одной стороны, тесные связи с бизнесом европейским или американским просто обязуют наших предпринимателей заниматься страхованием (скажем, финансирование немецким банком российского производства ставится в зависимость от наличия определенных видов страховок). С другой стороны, для "крупняка" использование страховых механизмов стало одним из важнейших элементов корпоративного управления, то есть вещью вполне добровольной и едва ли не любимой.

Обеспечение финансовой стабильности особенно важно при нынешней изношенности основных фондов. Российские производители сегодня не имеют свободных денег и резервных фондов на покрытие экстремальных событий. Любое происшествие или авария приводят к краху бюджета и тяжелым, а часто и непоправимым последствиям для компании. Цель страхования - предотвратить подобные перепады и снизить финансовые риски до минимума. Так что повышение интереса к обеспечению реальной страховой защиты со стороны руководителей крупнейших компаний - не только отрадный, но и закономерный факт. Последний пример: осенью прошлого года "Роснефть" создала дочернюю страховую компанию "Нефтеполис". Теперь "своих" с

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (236) 19 июня 2000
    Борьба за власть
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Общество
    На улице Правды
    Реклама