Реформа энергетики: дополненное издание

Новый вариант концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России", представленный на прошлой неделе, существенным образом отличается от варианта первоначального. Нет, гранд-идея, разумеется, остается прежней: либерализация рынка электроэнергии, увеличение на этой основе инвестиционной привлекательности участников рынка и, в конечном счете, привлечение в энергетику инвестиций, которых на ближайшие десять лет требуется 50 млрд долларов. И тем не менее концепция стала другой - куда более подробной и эксплицированной (не зря же объем этого документа вырос в полтора раза). Чему, очевидно, способствовали два с лишним месяца бурных обсуждений, включая объяснения с миноритарными акционерами РАО, ФКЦБ и т. д.

Новый уровень детализации родил новое качество. Прежде всего это относится к начальному периоду реструктуризации. Если раньше на первом ее этапе (неопределенной продолжительности) предполагалось взять и просто "перейти к рыночному ценообразованию на оптовом рынке", то теперь признается необходимым сперва (за год-два) реализовать пилотные проекты реструктуризации, обеспечив тем самым "начальную совокупность агентов для запуска конкурентных рынков электроэнергии и услуг" и создать необходимую рыночную инфраструктуру. Затем - на втором этапе (это еще год) - должен быть организован "новый конкурентный рынок электроэнергии, работающий параллельно с существующим оптовым регулируемым рынком". При этом признается невозможность реструктуризации РАО административными методами: "Необходимо обеспечить 'саморазвитие' процесса преобразований, основанное на проведении реструктуризации региональными энергокомпаниями... в качестве условия их допуска к участию в новом конкурентном рынке".

Чем интересен конкурентный рынок? Перспективой. Если - а это предполагается концепцией - на регулируемом рынке будут действовать экономически обоснованные тарифы (покрывающие издержки энергокомпаний и позволяющие им развиваться), эти тарифы неминуемо окажутся выше "конкурентных" - из-за перекрестного субсидирования. Таким образом, естественное сокращение клиентской базы нереструктурированных компаний будет заставлять их стремиться на новый рынок, то есть осуществлять реструктуризацию.

И тогда сам факт существования значительного по объему конкурентного рынка позволит произвести оценку реальной стоимости каждой работающей на нем компании и на этой основе привлечь инвестиции.

Дело за "малым" - заставить региональные власти на деле отказаться от привычной практики тарифного кредитования неэффективной энергоемкой экономики. Но это уже задача не только и даже не столько РАО "ЕЭС России".

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №24 (237) 26 июня 2000
    Русский лейборизм
    Содержание:
    Второгодники из "школы коммунизма"

    Российские профсоюзы преуспели во всех областях общественной деятельности, кроме защиты прав трудящихся

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама