Хмельной передел

Галина Костина
26 июня 2000, 00:00

Государство опять взялось за водочный рынок. Частные производители готовятся к глухой обороне

"Всякий раз, когда в стране приходит к власти новое руководство, оно не всегда знает, что нужно делать с экономикой в целом, но зато точно знает, что делать с водкой", - делится своими наблюдениями заместитель генерального директора одной из крупнейших компаний на рынке "Росалко" Сергей Смирнов. Действительно, еще не было случая в новейшей российской истории, чтобы смена власти не сопровождалась новыми инициативами по регулированию алкогольного рынка. Заканчивалось все обычно достаточно бездарно: в очередной раз нелегалы укрепляли позиции, легальные производители залезали в долги, а народ продолжал травиться. Что приготовили власть имущие винокурам на этот раз? Наверху планируют внедрить сразу три инновации. Первая мера банальна и легко просчитывалась заранее - в очередной раз повысят акциз (как минимум на 20%). Вторая выглядит более революционно - меняется схема взимания акциза (теперь 50% будут платить ЛВЗ, остальное - оптовики). Ну а третья мера вообще тянет на сенсацию - создается федеральное государственное унитарное предприятие "Росспиртпром", куда войдут 89 спиртовых и ликеро-водочных заводов (унитарных или с госпакетом), причем новая структура будет контролировать 70% всего производимого в России спирта. Чтобы понять, к чему приведет этот комплекс мероприятий, разберемся с каждым пунктом в отдельности.

"Левый" спирт опасен для жизни

Тому, кто забыл, чем чревато очередное повышение акциза, стоит вспомнить начало года. В январе акциз был поднят на 40%. Сбыт подорожавшей легальной водки резко сократился, уступая место более дешевому подпольному зелью (кстати, по данным главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, в январе 2000 года рост смертности вследствие алкогольных отравлений составил 40,6%). Если в 1999 году, по экспертным оценкам, доля нелегальной "огненной воды" впервые за десять лет снизилась до 40%, то сейчас она возвращает свои позиции, специалисты прогнозируют ее рост до 60-65%. Повышение акциза помимо производства подпольной водки стимулирует и самогоноварение. Есть оценки, что в отдельных регионах доля самогона на рынке крепкого алкоголя уже выросла до 20%. По мнению всех трезвомыслящих участников рынка, на ближайшие пару лет нужно как минимум установить мораторий на повышение акциза, а еще лучше - временно снизить его для того, чтобы вылечить рынок. Специалисты утверждают, что акциз повышался слишком резко и непропорционально уровню инфляции. Это вызывало высасывание оборотных средств ЛВЗ, пытавшихся до последнего учитывать в своей ценовой политике реальную покупательную способность населения.

Второе предложение властей - изменить схему взимания акциза. Спору нет, менять ее давно пора. Сейчас акциз поделен между производителями спирта и ЛВЗ, но сначала всю сумму (84 рубля на один литр безводного спирта для напитков крепостью свыше 25 градусов) платит производитель водки. Затем, если спиртзаводы представили необходимые документы, что они уплатили свою часть акциза (12 рублей на один литр стопроцентного безводного спирта), на эту сумму засчитываются дальнейшие акцизные платежи ЛВЗ. Согласно новой схеме, акциз расщепляется поровну между ЛВЗ и закупающим у него водку оптовиком. По мнению части специалистов, это, безусловно, шаг вперед. Член экспертного совета по вопросам разработки законодательных актов в области виноделия, производства и оборота алкогольной продукции и пива комитета по бюджету и налогам Думы Владимир Пекарев считает, что новый механизм решает как минимум две основные проблемы: во-первых, делает менее привлекательным производство для ЛВЗ-нелегалов, во-вторых, снимает региональные барьеры. "Если сейчас губернаторы заинтересованы не пускать на свою территорию чужую водку, поскольку половина акцизного сбора идет в региональный бюджет только от местных производителей, то с новым механизмом им будет важно, не кто произвел водку, а кто продал, так как акцизные сборы с торговцев будут полностью поступать в местный бюджет, а с производителей - в федеральный", - говорит Владимир Пекарев.

По его данным, в прошлом году акцизные сборы составили около 28 млрд рублей. С новой схемой возможен их рост на 30 млрд рублей. Прогноз выглядит довольно оптимистично. Впрочем, возникают сомнения в том, что в масштабах России легче будет контролировать тысячи оптовиков, чем несколько сотен ЛВЗ, не говоря уже о рознице. И уповать здесь только на принципиальность региональных властей по меньшей мере опрометчиво. Хорошо известно, что многие ЛВЗ, работающие легально до восьми вечера (время, когда пломбируется линия розлива), ближе к ночи мгновенно превращаются в теневиков, и до сих пор местные власти ничего с этим поделать не могли. К тому же 50% акциза на ЛВЗ все-таки остается. Это, конечно, делает нелегальное производство водки менее интересным занятием, но все же лишние восемь-девять рублей с каждой бутылки теневики иметь будут.

Споры об оптимальной схеме взимания акциза на алкоголь ведутся все годы реформ. Но почему-то чиновникам не приходит в голову обратиться к успешному зарубежному или нашему дореволюционному опыту. В частности, в Германии, где уровень легальности алкогольного рынка один из самых высоких в мире (около 95%), проблему решили просто - акциз берется не с алкогольной продукции, а со спирта. В целом схема работает так: государственное предприятие - "Бундесмонополь" - выкупает у частных производителей спирт и продает его потребителям (тем же ЛВЗ) с акцизной наценкой (без посредничества "Бундесмонополи" купить спирт в Германии, естественно, невозможно). Таким образом, максимально упрощается сбор акциза (никаких тебе "расщеплений") и уравниваются все участники рынка, покупающие спирт по одинаковой цене. Кстати, эта схема использовалась и в России во времена "четвертой монополии" с подачи министра финансов графа Сергея Юльевича Витте.

В России сегодня около двухсот спиртзаводов. Менее половины из них выпускает более двух третей всего спирта. Две сотни спиртзаводов проконтролировать гораздо легче, чем тысячу ЛВЗ вкупе с несколькими тысячами оптовиков. Даже сейчас "левачить" на спиртзаводе практически невозможно. "Технология производства такова, - говорит лоббист данной схемы Сергей Смирнов, - что, если кому-то придет в голову просверлить дырочку и подвести 'левую' трубочку, рванет так, что разнесет весь завод и полгорода в придачу".

Для реализации этой модели понадобилось бы создание в России госструктуры по образу и подобию Бундесмонополи. Ликеро-водочные заводы должны будут покупать у нее спирт с уже начисленным акцизом по стопроцентной предоплате. Спиртовые, в свою очередь, получают возможность развиваться более эффективно и динамично, чем сейчас, поскольку деньги они будут получать первыми в цепочке "производитель спирта - ЛВЗ - торговля". (По существующей сейчас схеме деньги к ним приходят в последнюю очередь, а то и не приходят совсем, так как спиртзаводы отпускают спирт, как правило, без предоплаты.) Проблему нехватки оборотных средств у ЛВЗ, выдвигаемую критиками этой модели в качестве аргумента, можно решить с помощью единовременных налоговых каникул. Во всяком случае, крупнейшая компания "Росалко", работающая почти с двумястами ЛВЗ, по словам Смирнова, смогла бы за время отсрочки по налоговым платежам (примерно 60 дней) аккумулировать средства и уже не имела бы проблем с дальнейшими закупками подорожавшего спирта.

Помимо всего прочего, такая мера приведет к концентрации отрасли, что ей явно не помешает: только за последние пять лет лицензии на выпуск крепких спиртных напитков получили более 800 предприятий, причем средняя загрузка заводов по отрасли (без учета теневого производства) составляет менее 35%. Новая схема, поставив всех в равные конкурентные условия, поможет избавиться от лентяев и нелегалов.

"Бундесмонополь" русского розлива

С момента объявления о создании ФГУП "Росспиртпром", все гадали, чем же эта структура будет заниматься. Было бы вполне логично (и поначалу слухи такие в водочных кругах циркулировали), если бы она стала аналогом "Бундесмонополи", добавив к своим функциям, помимо контроля оборота спирта и взимания акциза с него, лицензирование предприятий отрасли, квотирование продукции и т. д. Впрочем, появившийся на прошлой неделе на парламентских слушаниях заместитель генерального директора "Росспиртпрома" Константин Зазирний быстро развеял все сомнения. По его словам, главная задача "Росспиртпрома" - повышать эффективность производства только на вверенных ему предприятиях. Звучит достаточно безобидно. Не "Бундесмонополь", конечно, но и вреда особого не будет. Впрочем, водочники на успокаивающие интонации свежеиспеченного чиновника не поддались. В кулуарах Думы после выступления Зазирнего выяснились интересные подробности о целях и задачах этой структуры. По сути, речь идет о появлении нового агрессивного конкурента, который, владея мощным административным ресурсом, может быстро изменить расклад сил в отрасли в свою пользу. Во-первых, игроки водочного рынка сообщили корреспонденту "Эксперта", что не сегодня завтра "Росспиртпром" получит в свое распоряжение права на самые известные торговые марки, ранее принадлежавшие "Союзплодимпорту". В свое время правительство "прошляпило" раскрученные советские водочные брэнды, не заметив, как они перешли от госструктуры "Союзплодоимпорт" в собственность частной компании "Союзплодимпорт". Теперь власти решили их, по-видимому, вернуть в собственность государства. В "Союзплодимпорте" плодотворно поработали силовики всех мастей и нашли массу нарушений, и теперь вопрос, по мнению хорошо информированных наблюдателей, уже можно считать решенным. Как только будет вынесен окончательный вердикт по поводу "Союзплодимпорта", "Росспиртпром" станет владельцем таких марок, как "Московская", "Русская", "Перцовая", "Столичная", "Зубровка" и т. п. Напомним, что, таким образом, "Росспиртпром" не только получает под свой контроль приличную долю внутреннего рынка, но и имеет все шансы стать крупнейшим экспортером российской водки, ведь именно эти марки в поставках за рубеж занимают более 90%.

Естественно, предполагается, что разливать водку под этими раскрученными брэндами будут на предприятиях, входящих в "Росспиртпром". Вероятно, таким простым методом эта структура и собирается поднять эффективность производства на своих предприятиях, большая часть которых, по словам Зазирнего, сейчас загружена на 32-35%. Чем не рай для тех, кто не может нормально работать в конкурентных условиях или попросту занимается нелегальщиной, занижая официальные данные о производстве. Если вспомнить еще о том, что "Росспиртпром" будет контролировать почти 70% российского рынка спирта, опасения частных производителей водки становятся понятными.

Подведем неутешительные итоги. В результате новых инициатив властей стоит ожидать стабилизации, если не роста доли нелегальных производителей. Что же касается белого сегмента рынка, то его ждет новый передел, в результате которого выиграют государственные винокуры, а легальные частные производители, активно работавшие в последнее время над ассортиментом, раскручивавшие новые брэнды и вплотную подступившие к решению задачи атаковать мировой рынок, вынуждены будут тратить силы на неравную конкурентную борьбу с государством, а может быть, и вовсе уйти в тень или сменить бизнес. В конце концов есть же рынки, на которых государство не стремится все время стать самым удачливым игроком.