Борьба с отмыванием денег и бегством от налогов в последнее время стала, по всей видимости, приоритетным направлением деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей 29 наиболее развитых стран мира. Развернуто настоящее наступление на позиции офшорных зон, предлагающих льготный режим налогообложения и высокую степень анонимности вкладов. Постоянный рост числа офшорных зон все больше беспокоит развитые страны, которые не только теряют в год сотни миллиардов долларов несобранных налогов, но и вынуждены противостоять организованной преступности, набирающей силу в "налоговых оазисах". Ведь согласно оценке МВФ, объем ежегодно легализуемых в мире финансовых средств составляет до 1,5 трлн долларов, львиная доля которых отмывается в офшорах.
ОЭСР собирается сражаться и с анонимностью, и с налоговыми льготами. Если владелец счета отказывается идентифицировать себя, то ни один банк мира не должен обслуживать подобного клиента - так сформулировал свою позицию в недавнем интервью немецкому журналу Stern руководитель антикоррупционной рабочей группы ОЭСР Марк Пит (соответствующие правовые нормы планируется представить до конца этого года). Фактически уже объявлена война банковским операциям, проводимым в княжестве Лихтенштейн, которые, по мнению ОЭСР, носят незаконный характер. Несмотря на угрозу массированной утечки капитала, сдалась Австрия, в которой с осени этого года будут отменены анонимные сберкнижки и номерные счета. Что касается льготных налоговых режимов, то к 2003 году планируется устранить "вредную практику". Для этого ОЭСР намеревается тщательно расследовать случаи льготной налоговой практики в 20 странах - членах организации (особое внимание будет уделено Швейцарии, Люксембургу, Ирландии, Нидерландам и Бельгии).
Впрочем, совершенно очевидно, что рамками собственно ОЭСР предпринимаемые меры не ограничатся. Ужесточение режима только в развитых странах приведет лишь к перетоку капитала в менее респектабельные офшорные зоны. Поэтому ОЭСР начала оказывать давление на все страны, которые можно заподозрить в причастности к офшорному бизнесу, публикуя "черные списки" и угрожая санкциями на тот случай, если те откажутся пойти на уступки. Однако и в рядах ОЭСР нет единства. Австрийцы, например, требуют адекватных мер от Швейцарии, опасаясь, что капиталы убегут в соседнюю альпийскую республику. Великобритания вовсе отказалась распространить на свою территорию схему обязательного для стран ЕС введения 20-процентного налога на банковские доходы нерезидентов. Официальный Лондон считает возможным изменить ныне действующее законодательство лишь вслед за аналогичными решениями Швейцарии и США (отдельные штаты являются крупнейшими офшорными зонами). Один за другим вспыхивают антикоррупционные скандалы, с помощью которых заинтересованные страны пытаются доказать, что с жесткостью финансового режима у них все в порядке, а уступать должны конкуренты. Никто не хочет первым отказываться от преимуществ в привлечении иностранного капитала, в том числе и "грязного". Тем более когда речь идет о полутора триллионах долларов.