Борьба доброго с красивым

Культура
Москва, 10.07.2000
«Эксперт» №26 (239)
Русский архитектор впервые получил премию на архитектурной биеннале в Венеции

Нынешняя, седьмая по счету, архитектурная биеннале в Венеции - последняя в этом тысячелетии. Обстоятельство это, хочешь-не хочешь, заставляет произнести что-нибудь судьбоносное. Это и сделал главный куратор биеннале мэтр итальянской архитектуры Массимилиано Фуксас. "Мы вновь начинаем проектировать будущее, - заявил он. - Это не только призыв к утопии, это свидетельство нашего желания стать частью процесса, воплотить идеал. Мы должны выбрать: или мы участвуем в построении будущего, или мы пребываем в состоянии амнезии". Фуксас предложил для биеннале тему, которая звучит вызывающе - "Меньше эстетики, больше этики". За это итальянская пресса сразу окрестила биеннале "антиэстетической", а публика приготовилась наблюдать за тем, как из этой ситуации кураторы национальных экспозиций будут выкручиваться.

Хотя биеннале длится аж до конца октября, главные события происходят в первые три дня. В это время выставка закрыта для широкой публики, чтобы та не мешала творческим людям разливать напитки и заглатывать тарталетки, а жюри - выбирать достойнейших. В один из этих дней над российским павильоном как будто засветились лучи славы. Секретарь жюри биеннале доверительно попросил комиссара нашей экспозиции Григория Ревзина помочь ему сформулировать основание для ее награждения. Правда, оказалось, что бюрократ на всякий случай заготавливал такие формулировки для нескольких наиболее интересных павильонов. В общем, награду за экспозицию целиком мы не получили. Но и без приза не остались: один из авторов российской экспозиции московский архитектор Илья Уткин получил специальный приз за архитектурную фотографию.

В Арсенале

Собственную утопию организаторы выстроили в средневековом Арсенале - главном выставочным зале биеннале, некогда служившем пристанищем непобедимого венецианского флота. Арсенал VII биеннале - лучшее место для того, чтобы расстаться с традиционными представлениями об архитектурной выставке. Макеты, чертежи и фотографии встречаются там только в качестве реликтов. Главное - это инсталляции самого разного рода: от нагромождений прозрачного пластика до видеоинсталляций и эфемерных каркасов из меняющего цвет стекловолокна и трубочек, горящих неоновым светом. Все это не только сверкает, но и издает самые разнообразные звуки - от этнической музыки до загадочного электронного писка.

Через все помещение Арсенала протянут невероятных размеров экран (5 метров в высоту и почти 300 в длину), на котором мелькают кадры из жизни мегаполисов - Каира, Сан-Паулу, Москвы. Самолеты, взлетающие над крышами домов, усталые лица горожан, уносящихся в метропоездах, толпы бушующих на стадионах фанатов, разгон демонстраций полицией, выпускающие мерзкий дым заводские трубы, лагеря беженцев, автомобильные пробки и бескрайние городские свалки - вот, говорит нам с экрана главный куратор, современный город, вот он адский муравейник, готовый взорваться изнутри. Не до красоты нам, дорогие архитекторы, пора спасать человечество.

"Я полагаю, что архитектор не является ни демиургом, ни

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (239) 10 июля 2000
    Частные инвестиции
    Содержание:
    Погоня за золотым тельцом

    Золото может приносить и приносит доход. Но не в России

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама