Ненавязчивая телереклама периодически приглашает телезрителей в новый мир, который скрывается за голубой дверью с логотипом Intel Inside. Светлое будущее, где вы будете совершенно счастливы вместе с парнями в скафандрах от Intel, гарантирует покупка компьютера с новым процессором корпорации. Тогда, уверяет реклама, вы и машину купите что надо, и до звезд непременно долетите. Потребители верят. Руководство Intel уже нет.
Для топ-менеджеров компании ориентация лишь на развитие производства микропроцессоров - уже пройденный этап. От процессоров никто не отказывается, но появились новые рынки, где Intel намерена повторить и преумножить прежние успехи.
Смена стратегии реально произошла в первой половине 90-х, но официально оформилась три года назад, когда Крейг Баррет сменил Эндрю Гроува на посту главного исполнительного директора Intel. Вместе с Гроувом ушла целая эпоха, когда под его руководством компания стала лидером рынка процессоров для персональных компьютеров (ПК). Символом же стратегии Баррета, в шутку окрещенной экспертами Intel On-line, стал интернет-сервер. Неудивительно, что сегодня увидеть живьем процессор или кремниевую заготовку для него больше шансов у местных школьников, регулярно посещающих музей компании, чем у сотрудников корпорации.
Скромный лидер
Человек, впервые попавший в офиc Intel, рискует заблудиться, если только он не прошел курс ориентировки на местности. Офис похож на лабиринт. Все кругом совершенно одинаковое, один этаж похож на другой: комнаты-близнецы, рабочие места-боксы, серые стулья, черные столы, белые компьютеры. Отличаются только таблички над рабочими местами. Это и есть мир, придуманный Крейгом Барретом: ему принадлежит идея унификации всех офисов Intel по одному стандарту. Видимо, такая атмосфера должна располагать работников к скромности и высокой работоспособности. Баррет и сам скромен. Он явно не вписывается в традиционное представление об имидже главы корпорации глобального масштаба. Редко надевает дорогой костюм или галстук; в толпе вы ни за что не отличили бы его от других работников Intel, обратив внимание разве что на преклонный возраст: 61-летний Баррет - один из самых старых топ-менеджеров Америки.
Возглавив в 1998 году корпорацию, Баррет получил в управление хорошо налаженный бизнес. Intel, имея в своем распоряжении 84% мирового рынка процессоров для ПК, является безоговорочным лидером компьютерной отрасли. Оставшуюся часть рынка делят его вечные конкуренты, американские фирмы Advanced Microtechnology Development (AMD) и Cyrix (принадлежит тайваньской компании VIA). Сам Баррет любил сравнивать этот расклад сил с поведением куста анчара, который долгое время стоял на столе в его кабинете. Это пустынное растение высасывает из почвы вокруг себя всю влагу и не дает другим как следует развиваться.
Привилегированная позиция Intel обусловлена неуклонным соблюдением закона, сформулированного одним из основателей корпорации Гордоном Муром: тактовая частота процессора должна удваиваться каждые полтора года. Строгое следование этому правилу вкупе с постоянными инновациями позволяет сохранять отрыв от конкурентов. Конкуренты выпускают дешевые аналоги большинства процессоров Intel, однако их собственные предложения всегда появляются позже. Когда Intel уже занята разработкой новых решений, две "догоняющих" компании зарабатывают на продаже старых. Альтернативные платформы, самая известная из которых PowerPC от компании Apple, тоже не отравляют существования мировому лидеру, занимая свою - весьма узкую - нишу.
Справедливости ради надо отметить, что уж совершенно безоблачным существование Intel назвать было нельзя. В 90-х вокруг корпорации несколько раз возникали различные скандалы. Самый громкий из них разгорелся, когда был обнаружен брак в первых партиях процессоров Pentium. Затем Intel столкнулась с массовыми подделками своей продукции: преступники меняли маркировку, продавая менее производительные процессоры как более мощные. Наконец, в 1997 году компании - сборщики компьютеров выбросили на рынок ПК стоимостью 1000 долларов и меньше, собранные на основе процессоров AMD и Cyrix. Intel тогда снисходительно отнеслась к шагу конкурентов и жестоко поплатилась за высокомерие, потеряв в темпах роста. Оказалось, что среди потребителей немало тех, кому вовсе не нужен самый мощный и потому дорогой ПК на базе процессора Intel Pentium.
Многие аналитики связывали приход Баррета именно с этими досадными проколами в работе Intel. На самом деле большинство проблем удалось решить еще при его предшественнике, Эндрю Гроуве. Ошибка в семействе Pentium была устранена, а в ответ на появление дешевых ПК интеловцы предложили потребителям возможность выбора, разделив свою продукцию на три ценовые группы: доступный класс Celeron, средние Pentium II и мощные процессоры для серверных станций Xeon. У Баррета, с момента основания Intel занимавшегося в корпорации развитием новых технологий, была иная, гораздо более важная миссия.
Она стала очевидной, когда все американское бизнес-сообщество начало, словно заклинание, повторять одно слово - "Интернет". Тогда же Баррет форсировал перестройку Intel: во Всемирной компьютерной сети компания должна быть столь же значимой величиной, какой она является сегодня на рынке процессоров для ПК.
Полезная ошибка
Руководители крупных американских корпораций еще два-три года назад едва ли осознавали важность Интернета для своего бизнеса. Даже глава Microsoft Билл Гейтс открыто признается в том, что прозевал становление Сети. Intel стала исключением из этого правила.
Говорят, что помог случай. О нем любит рассказывать Шон Мэлони, вице-президент корпорации, отвечающий за продажи и маркетинг, своего рода куратор Сети в Intel. Он англичанин, что не очень распространено среди топ-менеджмента компаний США - обычно британцы нанимают американских руководителей. Как и Баррет, Мэлони одевается неброско: темные джинсы и рубашка без галстука.
"В тысяча девятьсот девяносто четвертом году у нас была проблема с первым процессором Pentium, - говорит Мэлони. - Тогда мы отгрузили миллион процессоров с ошибкой. Ошибка эта проявлялась при определенных условиях. Согласно расчетам, вы могли столкнуться с ней раз в двадцать семь тысяч лет. Но один профессор в США, который занимался компьютерными исследованиями, обнаружил проблему, и газеты опубликовали его находку. Мы посчитали это неважным, ведь речь шла о двадцати семи тысячах лет. Однако новость попала в Интернет. Тогда интернет-сообщество было относительно небольшим, но, как и сегодня, каждый мог принять участие в обсуждении этой проблемы. В выходные мы обнаружили всю информацию в Сети, а в понедельник поняли, что она уже начала формировать общественное мнение". Через два года Intel открыла свою страничку, а уже через четыре продавала процессоры и покупала сырье для них через Интернет.
Осознание важности Сети вовсе не означало для Intel выход на рынок с высокоприбыльными "интернет-акциями" и участие в общей спекулятивной гонке. Менеджеры корпорации решили сосредоточиться не на виртуальных, а на "реальных" вещах, которые крайне необходимы для функционирования Сети - сетевых технологиях и соответствующем оборудовании. Сегодня в любой комнате офиса Intel на стене висит плакат с изложением этой стратегии, дабы каждый работник понимал приоритеты своей деятельности.
Интернет, считают специалисты Intel, - это новая среда, информационное пространство, как телевидение или радио. Эта среда, полагает Шон Мэлони, изменит многие аспекты нашей жизни. В ближайшие десять лет Интернет получит широкое распространение, и для этого необходимо создать инфраструктуру. Непосредственное ее создание - производство и поставка необходимых "строительных блоков", чем уже занимается Intel. Эта инфраструктура будет самым затратным элементом мировой экономики в ближайшие десять лет, по капиталоемкости сравнимым только со здравоохранением.
Менеджеры Intel вовсе не относятся к почитателям "новой экономики", воспринимая Интернет прежде всего как очередной технологический виток в развитии коммуникаций. "Термин 'новая экономика' кажется мне очень высокомерным. Он введен людьми интернет-сообщества, и, на мой взгляд, это большое преувеличение. Интернет скорее аналог железных дорог в прошлом столетии. Всего лишь технология, расширяющая имеющиеся возможности", - считает Шон Мэлони. По мнению самого Крейга Баррета, развитие Интернета вообще следует связывать не с сонмом малоизвестных интернет-компаний, а с приходом в сеть "старых", для которых Интернет - только новый инструмент деятельности.
Виртуальное строительство
Intel интересуют два аспекта - производство технических устройств для обеспечения связи в Интернете и разработка комплексных решений для интернет-бизнеса (полного пакета как оборудования, так и программного обеспечения). Конечная цель - стать крупнейшим в мире владельцем и оператором интернет-инфраструктуры.
В течение трех последних лет Intel потратила около 10 млрд долларов на скупку самых различных компаний, получая таким образом доступ к необходимым корпорации решениям и технологиям. Процесс заметно активизировался, когда начал падать индекс NASDAQ, в результате чего акции интернет-компаний подешевели на 50-70%. Эти приобретения должны помочь корпорации максимально расширить возможный комплекс интернет-услуг.
Подразделение нового бизнеса Intel уже, например, организует передачу данных и видеоизображения для таких компаний, как Premiere Radio Networks, Nasdaq.com, Investor Broadcast Network, Comedy.com, MeTV.com и KISSFMi.com. Но это, считают в корпорации, только начало. Вот почему полным ходом идет сооружение и собственно инфраструктуры для работы в Интернете. Intel выделил 2 млрд долларов на строительство 12 серверных станций, которые объединяют под одной крышей сотни серверов. Уже построены две подобные станции - одна в США, другая в Великобритании. У компании появились первые сотни клиентов, которым Intel предлагает полное обслуживание, от предоставления места на сервере и организации сайта до программ для ведения электронных расчетов в Интернете. Претензии Intel на лидерство во всех сферах Сети вполне обоснованны: компания - один из крупнейших поставщиков процессоров для создания сетевых серверов, у нее есть многолетний опыт создания чипов флэш-памяти, используемых в устройствах связи.
"Вы можете поделить Интернет на следующие сферы: клиенты, серверы, сеть и услуги, мы представлены в каждой из этих сфер. Что является нашим приоритетом? Они все для нас приоритетны", - утверждает Мэлони. Такая позиция объясняется хотя бы тем, что уже в этом году, по прогнозам International Data Corp., только вэб-хостинг принесет Intel 3 млрд долларов дохода, а устройства связи - до 2,5 млрд. Для сравнения: ожидаемые аналитиками IDC доходы Intel от продажи процессоров едва превысят 30-миллиардную планку.
Ключ к успеху
Центральное место в интернет-стратегии Intel отводится разработке решений, позволяющих интегрировать самые различные устройства для работы в Сети. В 1998 году корпорация начала реализацию проекта Bluetooth. Он направлен на создание так называемого единого протокола беспроводной связи (WAP), способного объединять совершенно разные устройства, например телефон, электронный органайзер или ПК. С Intel в рамках этого проекта кооперируются около двухсот компаний, работающих на рынках компьютеров, телекоммуникации и средств связи. Как в свое время процессор Pentium применялся и в обычном ПК, и в сервере, так и технология беспроводной связи востребована и производителями ПК, и компаниями, выпускающими сотовые телефоны.
Большинство сложных технических решений - продукт синтеза целого ряда простых: двигатель и колесо существовали задолго до появления автомобиля. То же самое верно и в отношении Интернета. Сегодня мы имеем компьютерную сеть, мобильную связь и различные устройства коммуникации, которые принципиально можно объединить в одно целое. Предпосылки этого - увеличение доли обмена цифровыми данными и сокращение вербальной коммуникации. "Во всем мире люди будут все больше пользоваться коммуникациями не только для традиционной голосовой связи, но и для передачи данных", - полагает вице-президент Intel, глава подразделения беспроводной связи и компьютеров Рон Смит.
Именно WAP вместе с развитием беспроводной связи рассматриваются в качестве факторов, способных окончательно сблизить Интернет и другие виды массовой коммуникации. Наиболее очевидной подобная конвергенция станет, когда компьютер утратит доминирующие позиции и их займут синхронизированные с ним устройства, позволяющие также выходить в Сеть.
Билл Гейтс уже поспешил похоронить компьютер, заявив на недавней конференции в Орландо, что Интернет замещает его как хранилище информации. Проблема, однако, в том, что существующие мобильные телефоны или электронные органайзеры, которые позволяют работать с Интернетом, не синхронизированы с компьютером и между собой. Для синхронизации необходимы переход на единые технологии работы с данными и универсальная беспроводная связь. Неудивительно, что те, кто действует сегодня на компьютерном рынке, вовсю стремятся преуспеть в секторе беспроводной коммуникации (тот же Microsoft разрабатывает новое ПО для выхода в Сеть). "Мне кажется, что, когда говорят об Intel, движущемся в сторону беспроводной связи, правильней говорить о беспроводной связи, вторгающейся в бизнес Intel", - комментирует позицию корпорации Рон Смит.
Intel практически воспроизводит в этой сфере принципы своего процессорного бизнеса. Корпорация разрабатывает и выбрасывает на рынок универсальную, нужную всем технологию, только в отличие от процессоров предлагает ее всем бесплатно, в обмен на участие в проекте и обязательство сертифицировать новые устройства в центрах по тестированию. Таким образом, в руках Intel оказывается ключ к применению новой технологии, гораздо более значимой для Интернета, чем процессора для ПК в 90-е годы. Уже этой осенью на рынке появится продукция Intel, в которой заложены те или иные решения, разработанные в рамках конвергенционного проекта Bluetooth.
Интересно, что в ближайшей перспективе корпорации придется уделять все больше внимания именно зарубежным рынкам. Сегодня в средствах коммуникации нового поколения заинтересована в первую очередь Азия (прежде всего Япония), а также Западная Европа. Удивительно, но Америка не очень тепло принимает новые технологии: если в Великобритании 46,4% абонентов сотовой связи вообще готовы отказаться от обычной телефонной линии, то американцы крайне апатично относятся к мобильной телефонии.
"Интерес к беспроводной технологии и единому стандарту связи исторически возник за пределами Северной Америки, поскольку у нас очень развита фиксированная телефонная сеть, - констатирует Рон Смит. - В остальном мире беспроводная связь уже начинает доминировать. Прежде всего в Европе и Азии - районах развития третьего поколения связи". Этим объясняется тот факт, что первый исследовательский центр проекта Bluetooth появился в Швеции, а два следующих откроются в Японии и Китае. Об Америке в целом и Силиконовой долине в частности речь пока не идет.
Европа выходит в лидеры
Симптоматично, что шествие новых технологических решений Intel началось с Европы, а не в Силиконовой долине, давшей миру большинство современных компьютерных технологий. Это обусловлено целым рядом причин. Прежде всего, в Старом Свете еще только растет интерес к инвестициям в Интернет, что сочетается с началом нового экономического подъема. В США, напротив, все ждут замедления темпов экономического развития, а инвесторы настроены пессимистически. "То, что инвесторы выводят деньги из акций интернет-компаний, - правда. Общественное мнение в США изменилось, люди с гораздо большим скептицизмом относятся к перспективам развития Интернета, чем еще три месяца назад", - утверждает вице-президент Intel Шон Мэлони.
Наконец, вопреки распространенному мнению, Западная Европа едва ли в техническом отношении уступает Соединенным Штатам. Достаточно вспомнить, что прообраз коммерческого Интернета - Minitel - возник во Франции четверть века назад и, интегрированный во всемирную Сеть, существует и поныне. Кроме того, европейцы оказались "мобильнее" американцев. По данным Всемирной базы данных пользователей мобильных телефонов, США отстают по доле "мобилизованного" населения даже от Бельгии: 31,8% населения против 32,2%. Это в два раза меньше, чем в Финляндии (70,4%) или Австрии (60%). Впрочем, Соединенные Штаты могут похвастаться почти поголовным подключением в Интернету, в чем европейцы им по-прежнему уступают. Доходит до парадоксов. В Италии у 45% населения есть мобильные телефоны, но только 20% постоянно пользуются Интернетом. WAP-технология, которая в основном опирается на мобильные телефоны и другие устройства связи, в Европе, по всей видимости, окажется более востребована, чем в Соединенных Штатах.
При этом европейский рынок связи и Интернета намного прозрачнее американского. Вступив в фазу либерализации лишь во второй половине 90-х (американцы раздробили монополиста AT&T еще в 1982 году), он пока сохранил прежнее разделение на национальные секторы доминирования бывших операторов-монополистов, они сегодня занимаются в том числе и развитием Интернета. У каждой экс-монополии есть свой дочерний сетевой оператор, как правило, крупнейший на исторической родине: у немецкой Deutsche Telekom - T-Online, у французской France Telecom - Wanadoo, у испанской Telefonica - Tera Networks. Есть у них и дочерние компании и подразделения сотовой телефонии, они также поддерживают контакты с разработчиками оборудования связи. Кроме территории всех операторов объединяет общий стандарт второго поколения, и все они готовятся к переходу на стандарт сотовой связи третьего поколения, который максимально задействует имеющиеся технологии WAP.
Именно операторы связи в первую очередь заинтересованы в создании единых технологий передачи и синхронизации данных беспроводных устройств. Неудивительно, что France Telekom, British Telecom и Sprint из США (который имеет партнерские соглашения с Deutsche Telekom) уже стали членами проекта Bluetooth. В рамках той же программы работают ведущие европейские производители телекоммуникационного оборудования и сотовых телефонов Ericsson и Nokia.
Параллельно с развертыванием WAP-технологии Intel продолжит в Европе строительство интернет-парков, за счет чего буквально через пару лет корпорация станет одним из столпов интернет-инфраструктуры Западной Европы. В США, где все не столь однозначно, тем временем будут производить процессоры. Продукт, значение которого для Intel будет год от года только снижаться.
Москва-Санта-Клара