В самое ближайшее время в Татарстане будут отменены ограничения на свободное хождение акций стратегических предприятий, введенные в 1997 году по Указу президента Минтимера Шаймиева. Так как мораторий на свободное обращение акций 20 крупных татарских предприятий носил временный характер, Казань посчитала возможным и необходимым внести в документ послабления. Пока приобретать и покупать ценные бумаги наиболее интересных татарских предприятий могут лишь командитные товарищества, учрежденные самими эмитентами, что существенно снижает инвестиционную привлекательность компаний.
Мораторий вводился в свое время для того, чтобы защитить собственность Татарстана от "неправильных" инвесторов и не втянуться в полукриминальные переделы, дооценить предприятия и затем найти для них "правильных" стратегических инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие производства. При всех плюсах этой стратегии в ней весьма скоро обнаружились и минусы. В отсутствие эффективных собственников менеджмент втянул большинство из стратегических предприятий в долги, потерял рынки, снизил объемы производства, то есть скорее удешевил компании, нежели поднял их стоимость. Так что их нынешняя инвестиционная привлекательность весьма сомнительна. Практически все стратегические предприятия Татарстана сегодня обременены чуть ли не миллиардными (в рублях) долгами.
Кроме того, мораторий никоим образом не мог воспрепятствовать формированию "черного" фондового рынка. При приватизации более тридцати, а в иных случаях и пятидесяти процентов акций попали в руки трудового коллектива. Рабочие, месяцами не получающие зарплату, просто-напросто продавали свои ценные бумаги "купцам" у проходной. Интересный момент. Контрольный пакет стратегической "Нижнекамскшины" оказался у "Татнефти" и дружественной ей компании "Таиф". И приобретен он был именно у "проходной". К 48% уже имеющихся у нефтяников акций правительство передает им еще 35-процентный пакет на условиях инвестиционного конкурса, в котором никто, кроме "Татнефти", участия не принимает. А "Татнефть", в свою очередь, инициирует процедуру банкротства против шинников, которые должны нефтяникам половину из более трехмиллиардного долга. Так что об иностранном стратегическом партнере, поиск которого шел последние годы (к "Нижнекамскшине" приценивались такие гиганты, как GoodYear, Michelin, Bridgestone, Continental), речи уже не идет.
Таким образом, мораторий не только не уберег Татарстан от передела собственности, но и способствовал ухудшению финансового состояния предприятий. А потому смысла "замораживать" свободное хождение акций уже нет.