Противостояние президента Молдавии Петра Лучинского и парламента резко обострилось. В среду депутаты приняли в первом чтении законопроект о внесении изменений в конституцию республики и введении парламентской формы правления. Они рассмотрели три законопроекта - об изменении формы правления, о расширении полномочий правительства и о снятии с прокуратуры функций общего надзора с передачей их судам. Законопроекты о новых функциях правительства и судебных органов были приняты единогласно, а за изменение формы правления с избранием президента в парламенте проголосовали 92 из присутствовавших 96 депутатов.
В парламенте Молдавии 40 процентов мест имеет Партия коммунистов, еще две крупные фракции - это движение "За демократическую и процветающую Молдову", которое привело Петра Лучинского четыре года назад на пост президента, но ныне разочаровано его "бонапартистскими" устремлениями, и сохранявший ему верность "Центристский союз Молдовы". Однако на этот раз президенту, как видно из итогов голосования, изменили даже они. После доработки парламентские инициативы будут рассматриваться как единый законопроект о внесении поправок в конституцию. Парламент намерен принять документ в трех чтениях до конца июля. По ныне действующей конституции Молдавии президент не имеет права вето и будет вынужден подписать закон после повторного голосования в парламенте.
Жесткое противостояние законодательной и исполнительной властей в Молдавии длится уже второй год. Формальным поводом конфликта был пакет законопроектов о приватизации предприятий виноделия и табачного комплекса в той редакции, какая была рекомендована Международным валютным фондом и поддержана Лучинским. Парламент резко возражал, но на самом деле происходила ожесточенная схватка за власть. Пытаясь переломить сопротивление депутатов, президент пошел ва-банк и провел референдум, на котором молдавский народ высказался за изменение формы правления в стране и превращение Молдавии в президентскую республику. Конституционный суд утвердил результаты референдума.
Парламент вяло сопротивлялся, предлагая КС рассмотреть конституционность назначения президентом референдума без согласия законодательного органа. А последние события апреля-июня этого года как будто свидетельствовали о близкой окончательной победе президента над парламентом. В ответ на массовые митинги студентов, организованные оппозицией президенту, на улицы Кишинева вышла публика посерьезнее - афганские ветераны и ветераны войны в Приднестровье - с лозунгами в поддержку расширения полномочий президента.
МВФ и Всемирный банк все-таки согласились дать денег. В Бухаресте был наконец парафирован румынско-молдавский договор о добрососедстве и сотрудничестве. Его подписание, назначенное на лето, давало повод Молдавии надеяться на статус благоприятствования со стороны Запада. Теплые добрососедские отношения продемонстрировал и президент Украины Леонид Кучма. С мертвой точки сдвинулось урегулирование приднестровской проблемы. Завершая недавнее европейское турне, в Молдавию заехал и Владимир Путин. Он о чем-то долго беседовал с Петром Лучинским, а по возвращении в Москву реанимировал меморандум "Об основах нормализации отношений между Молдавией и Приднестровьем", подписанный еще в 1997 году в Москве, и поручил автору этого документа Евгению Примакову окончательно решить проблему.
И вот все это в одночасье рухнуло. Президентские полномочия Петра Лучинского истекают 15 января 2001 года, после чего новых всенародных выборов президента, скорее всего, не будет, поскольку по новым законам его станет избирать парламент. Так что времени изменить ситуацию в свою пользу, с учетом летних отпусков, у нынешнего президента мало.