Полгода до кончины

Максим Рубченко
10 июля 2000, 00:00

С нового года российский лизинг перестанет существовать

Лизинг, который во всем мире является одним из самых эффективных инструментов привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, в России по праву можно считать самым многострадальным видом бизнеса. Хотя статистика развития российского лизинга выглядит вполне ободряюще: если в 1994 году в России было лишь двадцать лизинговых компаний, то сегодня их число перевалило за тысячу. объем инвестиций по лизингу превысил на 1998 год более 500 млн долларов, причем среди клиентов лизинговых компаний около 49% составляют промышленные компании, и более 20% - сельскохозяйственные предприятия. Чаще всего российские предприниматели берут в лизинг пищевое, печатное и деревообрабатывающее оборудование, автомобили, компьютеры и оргтехнику. Около 7% всех лизинговых сделок приходится на аренду самолетов и железнодорожных вагонов.

Тем не менее, по оценкам Международной финансовой корпорации (IFC), доля лизинга в общем объеме инвестиций в России составляет сегодня лишь около 1,5% (для сравнения: в странах ЕС - 20-30%). А из 1026 компаний, получивших к августу нынешнего года лицензии на лизинговую деятельность, реально работает лишь одна треть.

Главная беда - "защитники интересов"

Хотя начиналось все как у людей - с создания профессиональной ассоциации "Рослизинг", которая должна была установить правила игры на лизинговом рынке и всячески защищать и лоббировать интересы лизинговых компаний. Разумеется, было избрано руководство ассоциации и набран штат профессиональных защитников интересов лизинговых компаний. Однако с принятием Гражданского кодекса, в котором достаточно четко регламентируются лизинговые операции, необходимость в установлении правил игры отпала. Мало того, многие лизинговые компании начали вполне успешно работать без покровительства "Рослизинга". Получилось, что ассоциация, мягко говоря, не очень нужна. Деятели "Рослизинга", естественно, не могли смириться с такой ситуацией и, несмотря на многочисленные возражения бизнесменов-практиков, начали создавать особенный закон о лизинге. В обоснование нужности такого закона "Рослизинг" приводил единственный аргумент: в действующем законодательстве записано далеко не все, что можно написать о лизинге. В 1998 году Закон о лизинге был принят, и у лизинговых компаний начались по-настоящему серьезные проблемы, поскольку в нем действительно оказалось много такого, что не предусматривалось действующим законодательством.

Например, одна из статей Закона о лизинге относит к существенным положениям договора размер комиссионного вознаграждения лизинговой компании, которое должно выделяться в договоре отдельной строкой. Проблема в том, что в зависимости от особенностей состава затрат в каждой компании, в ее бухгалтерской отчетности размер комиссионных может оказаться совсем другим. А поскольку цифры в договоре и бухгалтерии не совпадают, налоговая инспекция имеет полное право посчитать существенное положение договора невыполненным и объявить лизинговый договор недействительным.

Еще одно изобретение деятелей "Рослизинга": пункт о необходимости иностранным лизинговым компаниям получать лицензию на работу с российскими фирмами. Всем прекрасно известно: там, где лицензирование, - там и коррупция. Да и сам процесс общения с российскими чиновниками - удовольствие ниже среднего. Поэтому иностранные фирмы предпочитают просто отказаться от работы с российскими партнерами, чем получать лицензию. А нашим бизнесменам приходится проявлять чудеса изворотливости, чтобы заключить сделку. "В Гражданском кодексе есть такое понятие - договор купли-продажи под условием, - рассказывает финансовый директор компании 'Продмашлизинг' Григорий Воробейчук. - И мы при работе с иностранными компаниями вынуждены заменять лизинговый договор договором купли-продажи в рассрочку под условием, что если не выплачивается очередной платеж, то право собственности на поставленное оборудование возвращается поставщику. Таможня стоит на ушах - она просто не понимает, что происходит. Но сказать 'нет', к счастью, не может, потому что ГК предусматривает такие договоры. Другие компании выкручиваются иным способом. И все только потому, что зарубежные лизинговые компании должны получать лицензию в России".

Но это еще цветочки. Авторы Закона о лизинге в творческом порыве решили классифицировать все возможные виды лизинга. Так появились непредусмотренные Гражданским кодексом оперативный лизинг и возвратный лизинг, на которые автоматически распространяется налоговая льгота - возможность применять ускоренную амортизацию. Обоснованность такой льготы для нормального лизинга вполне очевидна: он привлекает в имущественный комплекс страны дополнительные средства, и государство вправе рассчитывать, что его потери от применения компаниями ускоренной амортизации будут компенсированы за счет появления новых рабочих мест, дополнительной продукции и в конечном итоге - новых налоговых поступлений. Что касается оперативного лизинга, при котором срок аренды намного меньше срока эксплуатации арендуемого имущества, то это фактически перемещение внутри страны уже имеющегося оборудования. Никаких дополнительных выгод государство от него не получает и поэтому льготировать его не должно. Мало того. Отечественные хитрецы быстро придумали схему минимизации налоговых платежей с использованием возвратного лизинга: я покупаю оборудование, сдаю его на недельку в аренду дружественной или дочерней компании, а потом спокойно использую ускоренную амортизацию, уменьшая платежи по налогу на прибыль.

Понятно, что государство в лице Минфина возмутилось, и в проекте Налогового кодекса понятие ускоренной амортизации просто отсутствует начисто. А это означает, без преувеличения, смерть российского лизингового бизнеса, поскольку приравнивает лизинг ко всем прочим видам деятельности, не делая его привлекательным ни для инвесторов, ни для производителей оборудования, ни для получателей.

Привести в соответствие

Сегодня необходимость внесения поправок в Закон о лизинге очевидна для всех. Группой лизинговых компаний подготовлен законопроект, согласно которому все спорные положения действующего закона приводятся в соответствие с Гражданским кодексом. А главное - из закона убирается статья о разных видах лизинга, что перекрывает возможности злоупотреблений с использованием механизма ускоренной амортизации. Соответственно, авторы законопроекта настаивают на внесении поправки о возможности использования ускоренной амортизации в Налоговый кодекс. "Почти все крупные лизинговые компании имеют иностранное оборудование, и им чрезвычайно важно, чтобы закон соответствовал международным стандартам и правилам и не содержал дополнительных ограничений, - считает Иван Грачев, который вместе с группой депутатов представляет этот законопроект в Госдуме. - Мелкие преимущества, которые лизинговые компании могут получить от использования нестандартных налоговых решений, не покрывают потерь от неясности правил игры".

"Рослизинг" тоже подготовил пакет поправок к Закону о лизинге. Но "защитников интересов лизинговых компаний" волнуют совсем другие вопросы. "Хотелось бы выслушать мнение правительства о специальных видах лизинга, - рассуждает Адриан Пузановский, представляющий законопроект 'Рослизинга' в парламенте. - Например, о лизинге в авиации, ведь все знают, что без лизинга сегодня не обходится ни одна авиакомпания мира. Очень беспокоит нас проблема лизинга космических аппаратов, тепловыделяющих элементов, ядерных или гражданских. Хочется выяснить у правительства, будет ли бюджетная поддержка социальным видам лизинга, таким как лизинг медицинского оборудования или школьных компьютеров".

Что касается существующих противоречий Закона о лизинге с другими нормативными актами, то на этот счет у деятелей "Рослизинга" есть оригинальное предложение: нужно привести Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы в соответствие с этим законом. Только и всего. Понятно, что, взявшись за реализацию этой идеи, руководители "Рослизинга" смогут изображать из себя защитников интересов лизинговых компаний в течение многих лет. Беда только в том, что если в Налоговый кодекс не будут внесены поправки, то после вступления его в действие лизинговых компаний в России просто не останется.