- В последние годы мы стали свидетелями бурного роста американского фондового рынка. Сегодня многие опасаются его резкого падения. Каким образом эти события повлияют на рынок произведений искусства?
- Если будет резкое падение на американском фондовом рынке, то в краткосрочном периоде рынок произведений искусства тоже немного провалится, но сильного падения ожидать не следует. Более того, мои исследования показывают, что на протяжении ближайших десятилетий для арт-рынка в целом будет характерен сильный растущий тренд. Этот рынок даже может служить "спасительной гаванью" для капитала в случае падения финансовых рынков.
- Если рассматривать рынок произведений искусства как "спасительную гавань", каких художников стоит покупать в первую очередь?
- Работы высшего качества. Не только картины или графику, но и предметы прикладного искусства. В отличие от объектов второй и третьей категории качественные произведения искусства ликвидны практически всегда. Даже во времена Великой депрессии эти объекты не теряли своей стоимости.
- Как вы определяете вторую и третью категории художников?
- Возьмем, к примеру, Барбизонскую школу, группу французских художников, работавших в середине девятнадцатого века под Парижем. К ней относятся такие знаменитые мастера, как Курбе, Коро, Милле. Я рассчитал индекс цен для работ высшего качества, который определяется самыми высокими ценами на работы всех шестидесяти художников за каждый год. Эти цены и составляют высшую категорию Барбизонской школы. Далее я сравнил эти цены с ценами на всех остальных художников и составил категориальную сетку. Интересно, что в результате моих исследований я выяснил, что высокая оценка художника соответствует и исторической художественной ценности его работы. Например, это касается работ Коро.
Однако для второй и третьей категории мастеров разрыв между исторической ценностью художника и стоимостью его работ на рынке искусства достаточно велик. Такие мастера, как, например, Дюпре и Добиньи, которых я отношу ко второй категории, оцениваются рынком неестественно низко и по отношению к работам высшей категории, и по отношению к своему историческому значению.
- Возможно, в связи с этим инвесторам стоит подумать и о покупках картин второй и третьей категорий?
- Определенно стоит. Вторая и третья категории художников могут продемонстрировать очень впечатляющие финансовые результаты. Иногда картины высшего качества слишком высоко оценены рынком. Тогда коллекционеры обращают внимание на другие сегменты рынка. Ранее забытые произведения искусства начинают вызывать интерес у коллекционеров. Растет интерес - растут и цены.
- В этом смысле рынок искусства очень похож на фондовый рынок. После бурного роста "голубых фишек" инвесторы начинают скупать акции второго эшелона.
- Да. Вы можете называть лучших художников "голубыми фишками" рынка искусства. На более зрелом рынке инвесторы ищут вторую категорию. Однако этот процесс роста всеобщего интереса в отличие от финансовых рынков может занять некоторое время - от трех до пяти лет.
- От чего зависит ликвидность рынка произведений искусства?
- Очень важный фактор - общий рост экономики. Чем он больше, тем больше ликвидность. Второй фактор - глобализация. Укрепляющиеся отношения между странами создают новую ликвидность, которой не было в прежние времена. Раньше только некоторые коллекционеры знали специальные сегменты. Сегодня же, особенно с развитием Интернета, каждый может найти информацию о любом секторе, и это, естественно, привлекает новых коллекционеров и повышает ликвидность рынка.
- Что вы думаете о российском рынке искусства?
- Я не отслеживаю активность этого рынка. Но уверен, что деятельность российских коллекционеров будет возрастать. Экономическое развитие России все еще на низком уровне, но в будущем, как только экономика начнет развиваться, рынок станет расти. Будут расти и цены на русское искусство на международных рынках. Высококлассные русские художники, такие, как Кандинский, Явленский, Гончарова, Малевич, всегда ценились.
- Где выгоднее покупать картины, а где продавать?
- Лидерами международного рынка являются Лондон и Нью-Йорк. Там самые высокие цены. Но можно найти небольшие аукционные рынки и выгодно продавать там, особенно если в этом месте работал художник, чьи картины выставляются на продажу. Например, русского художника второй категории, мало известного в Лондоне или в Париже, выгоднее продать в России, несмотря на низкую ликвидность вашего рынка.
Это в принципе верно для любого национального искусства. В Германии, например, можно найти региональные школы - мюнхенскую, дюссельдорфскую, кронбергскую и другие, имеющие высокую репутацию и спрос в основном внутри страны. Поэтому я бы посоветовал инвесторам покупать картины второй категории на международном рынке, а продавать эти работы на локальном.