Под неудобным флагом

Российский флот теряет не только суда, но и кадры

Регулярно появляющимся известиям о том, что в том или ином порту мира арестовано судно под иностранным флагом, но с российскими моряками на борту, уже никто не удивляется. Все привыкли к сообщениям о соотечественниках, месяцами живущих на арестованных судах без зарплаты и нормального питания. Свежий пример - простоявшее три месяца в эстонском порту Пальяссааре под арестом рыболовецкое судно Seagull в начале июля было освобождено на один день из-под стражи, но работающая уже второй год без зарплаты команда российских моряков потребовала вновь арестовать судно.

А ведь еще недавно, в советские времена, профессия моряка считалась престижной. Пока на берегу радовались зарплате в 160 рублей, труженики моря зарабатывали не меньше тысячи: 22% их оклада составляла твердая валюта. "Загранка" давала еще одно существенное преимущество. Дефицитные в нашем отечестве нейлоновые кофточки и болоньевые плащи (впрочем, как и "чеки", и подержанные иномарки) были дополнительным источником материального благополучия. Страна боролась со спекуляцией - моряк за ее счет процветал. Неудивительно, что о конкурсах в мореходки ходили легенды.

Нельзя сказать, что сегодня в России эта профессия окончательно утратила былой престиж. По сравнению с большинством сухопутных сограждан моряки по-прежнему в выигрыше. Однако цвета родного российского триколора для них сильно потускнели: зарплаты у тех, кто ходит под отечественным "сине-бело-красным", на порядок ниже той, которую сулит нашему моряку "удобный" флаг.

По сведениям Министерства транспорта РФ, сегодня около 15 тысяч российских моряков торгового флота работают под иностранным флагом. Согласно данным Международной федерации судовладельцев, Россия занимает пятое место среди стран-поставщиков рабочей силы на суда - после Филиппин, Индонезии, Турции и Китая.

Удобные флаги: история вопроса

Практика удобного флага стала набирать обороты после Второй мировой войны, когда американские судовладельцы начали переводить суда разросшегося торгового флота США под панамский флаг. Вскоре к Панаме присоединились Либерия, Гондурас и Коста-Рика. Одно время их в шутку называли странами "Панлибгонко". Сегодня возможность использования дешевого флага предоставляют более 20 государств. Среди них традиционное первенство держат Либерия и Панама, а также активизировавшиеся в последнее время Кипр и Мальта.

Никакой реальной связи с этими странами у судна под их флагом нет. Кроме одной: на его борту действуют нормы страны регистрации судна - нередко имеющие мало общего с общеевропейскими нормами труда и права. Удобный (он же "дешевый", "подставной") флаг привлекает судовладельцев в первую очередь тем, что позволяет уходить от налогов. Кроме того, на таких судах легко избежать выполнения жестких норм безопасности мореплавания. Немаловажно и то, что на суда под подставным флагом разрешен свободный найм дешевой рабочей силы. Легко догадаться, что в эту категорию попадают и российские моряки.

Зарплата, считающаяся в Европе грошовой, их вполне устраивает. По данным Международной федерации транспортников (МФТ), одного из крупнейших в мире профсоюзных объединений, у моряков из России и стран Восточной Европы самая низкая зарплата на судах дешевого флага. Около 60% русских, 48% украинцев и 42% хорватских моряков зарабатывают меньше 700 долларов США в месяц. Согласно норме, рекомендуемой МФТ, матрос первого класса, плавающий под удобным флагом, должен получать не менее 1200 долларов.

В конце 40-х годов МФТ с истинно профсоюзным азартом начала борьбу против судоходства под подставным флагом. Однако вскоре стало ясно, что устранить институт как таковой и заставить судовладельцев регистрировать суда под национальным флагом - задача утопическая. Флот удобного флага продолжал (и продолжает) стремительно расти. МФТ оставалось лишь попытаться улучшить условия труда и зарплату моряков. Сделать это оказалось непросто: многие моряки, нанимающиеся на суда под удобным флагом, не имеют права обращаться в профсоюз - это оговорено в их контрактах.

Немало из них стали жертвами двойной бухгалтерии. Моряк, устраиваясь на работу, подписывает два контракта, в одном из них указана реальная зарплата, а в другом - завышенная, соответствующая ставке МФТ. Эта система до сих пор активно используется на многих судах под удобным флагом. Пускать пыль в глаза инспектору МФТ бывает легко, поскольку многие моряки не жалуются, опасаясь увольнения и занесения в черный список.

Правда, инспектора МФТ обладают уникальными полномочиями. В любом крупном порту мира они могут подняться на борт судна под удобным флагом и проверить, есть ли на судне коллективный договор МФТ и соответствует ли ему зарплата членов экипажа. Если, к примеру, инспектор обнаружит, что матрос первого класса получает меньше 1200 долларов в месяц или, того хуже, морякам задерживают зарплату, то судно может быть задержано до тех пор, пока не будет выплачено положенное.

Выбивая повышение зарплаты морякам, а себе процентные отчисления за защиту их интересов, МФТ зачастую использует "пиратские" приемчики. Докеры отказываются грузить "провинившееся" судно, бункеровщики - его заправлять, лоцманы - выводить из порта. При всех "плюсах" подобного подхода очевидно, что МФТ, помимо прочего, является мощнейшим инструментом выяснения отношений западных транспортных компаний с менее богатыми конкурентами.

Недавно МФТ отметила полувековой юбилей своей кампании против удобного флага. По такому случаю федерация опубликовала список двадцати худших судовладельцев мира и снарядила в кругосветное плавание огромное "агитационное" судно под названием Global Mariner. На его борту развернули "выставку ужасов", которая демонстрировала все прелести удобного флага: фотографии проржавевших палуб и разбитой сантехники, свидетельства жуткой антисанитарии и нарушения человеческих прав. Однако были там и другие фотографии: на них - довольные моряки, держащие в руках пачки кровно заработанных долларов.

Вместо серпа и молота

Советские моряки впервые оказались на "мировом рынке труда" на рубеже 80-х и 90-х годов, когда АО "Совкомфлот" зарегистрировало ряд судов под кипрским флагом. Так, в 1990 году танкер "Новороссийск" перешел под флаг Кипра. Произошло это весьма буднично: советский флаг спустили, чужой подняли. Зарплата же осталась прежней. Однако моряки на "Новороссийске" уже знали: поскольку судно вошло в систему международного судоходства, они должны получать по международным нормам. Едва "Новороссийск" прибыл в итальянский порт Фьюмичино, пятеро недовольных связались со штаб-квартирой МФТ в Лондоне и провели акцию протеста. Это была первая подобная акция на бывшем советском судне. И - впервые в истории - ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота поддержал из Москвы действия моряков. Через несколько дней на борту танкера появился элегантный джентльмен с чемоданчиком. Он оказался представителем швейцарской компании "Акомарит" - нового судового менеджера. А в чемоданчике лежало несколько тысяч долларов, предназначенных морякам.

Однако подобный благополучный исход - явление нечастое для тех, кто ходит под удобным флагом и попадает на нечестного судовладельца. Стремление заработать нередко приводит на мель. Один из недавних примеров - задержание в порту Новороссийска судна Sea Hawk2 под флагом Мальты. Его владелец, украинская компания "Генфрейт", задолжала морякам 28 тысяч долларов. По словам одного из членов экипажа, зарплату здесь выплачивали странным образом: в течение полугода большинство членов экипажа получало в среднем по сто долларов в месяц. "Подкованных" в правовых вопросах на судне не нашлось, а потому моряки не глядя подписывали договоры, где было записано, что судовладелец обязуется выплачивать аванс "время от времени". В одном из пунктов даже говорилось, что зарплата членам экипажа будет выплачена после списания на берег: положение, противоречащее международным нормам.

Иностранные судовладельцы, видимо, взяв пример с российских, стали сегодня часто задерживать зарплату. Подобными махинациями широко прославилась некогда могущественная, а ныне несуществующая греческая судовладельческая компания "Адриатик Танкерс": ее долг одним только новороссийским морякам составил 900 тысяч долларов. Большую часть этих денег они так и не увидели. Нередки случаи, когда судовладельцы просто терпят финансовый крах и судно со всем экипажем надолго застревает в иностранном порту. И тогда оголодавшую команду подкармливает сердобольное местное население.

И все-таки наши моряки предпочитают удобный флаг. Во многом он уже не так страшен, как его малюют. Чтобы избежать конфликтов, многие владельцы судов под удобным флагом заключают договоры с МФТ, получают так называемый "голубой сертификат". Правда, делают они это сжав зубы: владелец судна, заключивший контракт с МФТ, ежегодно выплачивает в Международный фонд помощи морякам по 230 долларов с каждого члена своего экипажа. Сегодня договорами МФТ, которые гарантируют гораздо более приемлемые условиях труда, охвачено уже около четверти всех судов подставного флага. И даже МФТ, всегда отличавшаяся непримиримостью к удобному флагу, недавно вынуждена была признать, что "условия на борту некоторых судов под национальным флагом могут быть хуже, чем на наиболее современных судах под удобным флагом, и наверняка ниже норм, предусмотренных в утвержденных МФТ договорах".

Как рассказывает Анатолий Мартыненко, электромеханик из Новороссийска, который ходит под удобным флагом последние десять лет, выбор в пользу нероссийских судов объясняется очень легко: "Если зарекомендовал себя нормально, за хорошую работу автоматически дают надбавку - бонус. Сделал работу - можешь спокойно идти на берег. Хочешь подработать - разгружай продукты в порту: капитан за это доплатит. Плюс хорошее питание, классная спецодежда. Под нашим флагом ничего этого нет". Неудивительно, что попасть под удобный флаг сегодня считается большой удачей. Да и отношение к "русскому Ивану" у иностранных судовладельцев за последнее десятилетие изменилось. Раньше наш моряк слыл на Западе человеком пьющим и абсолютно не владеющим английским. Сегодня пьянство среди русских встречается все реже: они прекрасно понимают, что оно может закончиться увольнением с занесением в черный список. Кроме того, "наших" ценят за хорошую квалификацию: если иностранный моряк узкоспециализирован, то наш соотечественник - на все руки мастер.

Поскольку таких мастеров немало, конкуренция огромная. Взяточничество в сфере трудоустройства моряков давно стало привычным делом. "Взнос" в рекрутинговое агентство часто составляет тысячу долларов и выше. Но и это не гарантирует от возможного обмана: некоторые агентства практикуют двойную бухгалтерию, предлагая моряку подписать контракт еще до того, как в нем будет указана зарплата. Если же денег на взятку нет, остается два пути: сидеть на берегу или идти под родной флаг.

Нужен второй регистр

Большинству кораблей, оставшихся под российским флагом, уже давно пора на пенсию. Такая же ситуация складывается и с морскими кадрами. Из-за недостатка персонала на суда часто набирают неквалифицированные экипажи. "Сейчас на флоте появилось много людей, которые вообще не знают, где нос, где корма, - говорит докерман Владимир Кайтуков из Новороссийска. - Кто-то бывший доктор, а плавает матросом первого класса, другой - часовой мастер, третий - таксист".

Такая ситуация характерна и для пароходств, и для частных судовладельческих компаний. Исключений единицы. В ОАО "Новошип" (бывшем Новороссийском пароходстве) зарплата рядового члена экипажа приближается к 800 долларам, у комсостава - к 3 тысячам. Неплохо идут дела и в Приморском пароходстве (Находка). Однако в основном зарплата моряка под российским флагом не дотягивает даже до минимума, определенного Международной организацией труда (МОТ): по ее рекомендации, минимальный оклад матроса первого класса (базовая заработная плата) на судне национального флага должен составлять 435 долларов.

Но даже и эти деньги судовладельцы умудряются задерживать. По данным МФТ, двум третям моряков, работающих на российских судах, зарплату выплачивают не вовремя. А потому и под нашим флагом случаются забастовки. Российский продуктовоз "Капитан Напитухин", принадлежавший компании "Пентагон шиппинг компани", обосновавшейся в Греции, работал в Средиземном море. За рейс фирма зарабатывала в месяц до 100 тысяч долларов, при этом экипаж не получал зарплату почти год. Однако моряки знали первое правило: не списываться на берег - иначе зарплату не получишь никогда. Прибыв в Новороссийск, они решили бастовать. Забастовка продолжалась 45 часов. За это время экипаж услышал немало прямых угроз в свой адрес: неизвестные, звонившие на борт судна, ссылались на криминальные авторитеты Крыма и угрожали расправой с семьями моряков. Милиции пришлось взять судно под охрану. Вскоре на борту появился представитель компании с деньгами. В итоге "Пентагон" получил ощутимый удар по репутации, моряки - свою зарплату. Однако гарантий от повторения подобного в будущем у них нет.

Ряд экспертов полагает, что ситуация на российском флоте может в корне измениться в случае организации так называемого второго национального регистра, предоставляющего судовладельцам большие льготы, в первую очередь налоговые, без перемены ими флага на судне. С помощью особого льготного регистра традиционные морские страны попытались отвлечь национальных судовладельцев от дешевого флага и вернуть своему судоходству былой престиж. И это им удалось. Так, спустя всего несколько лет после утверждения в 1987 году Норвежского международного судового регистра (Norwegian International Ship Register - NIS) норвежский флот увеличился вдвое и практически перестал уходить под другие флаги. Примеру Норвегии вскоре последовали Дания, Германия, Люксембург, Португалия, Испания.

Однако у нас открывать второй регистр не торопятся. Проект закона "О Международном реестре судов России", разработанный Министерством транспорта РФ, отправился на согласование в различные ведомства. Там и завис. По словам представителя Минтранса, самое большое сопротивление закон встречает со стороны Госналогслужбы, Госкомтаможни и Минэкономики. В этих ведомствах введение второго регистра считают покушением на их права. Так что проект может "гулять" по министерским коридорам не один год, как это было с Кодексом торгового мореплавания, который принимали около четырех лет.

Первые 10 стран - поставщиков рабочей силы на суда мирового флота
Регистры дешевых флагов