Мировые рынки

Андрей Кобяков
17 июля 2000, 00:00

Швейцарский франк потянул вниз все евровалюты. Призрак валютного кризиса вновь бродит по Азии

По итогам прошедшей недели доллар укрепил свои позиции против основных мировых валют. Из-за отсутствия серьезных новостей и неизменности фундаментальных факторов большую часть недели тенденция для основных валютных курсов оставалась в целом нейтральной. Ситуация изменилась 12 июля, когда крупнейший швейцарский банк UBS объявил о намерении купить американский брокерский дом PaineWebber. Рынок посчитал эту новость достаточным мотивом для организации масштабной игры, так как для осуществления этой покупки банку потребуется поменять большую сумму в швейцарских франках на доллары. Курс франка немедленно упал на 1,5% до 1,6510 за доллар, что повлекло за собой падение и других европейских валют. Курс евро опустился к отметке 0,94 доллара, вблизи которой находится сильный уровень поддержки. Таким образом, евро пока не вышел за границы коридора колебаний курса, характерного для последнего месяца.

Курс фунта стерлингов также испытал существенное снижение - к отметке 1,5070 доллара, хотя сообщения последних дней об увеличении инфляционных показателей в британской экономике и нарастании перегрева на рынке труда толкали курс вверх.

Несмотря на появление уже прямых намеков японских чиновников о грядущем 17 июля повышении учетных ставок Банком Японии, курс иены вырос только на короткое время (причем рост был незначительным), после чего вновь откатился в район отметки 107 иен за доллар. А после падения швейцарского франка 12 июля иена вообще опустилась к отметке 108,34. Такое поведение курса японской валюты несколько настораживает. Некоторые аналитики объяснили это тем, что повышение ставок якобы уже учтено рынком в текущем курсе. Однако, на наш взгляд, данное объяснение маловразумительно, если учесть, что неделей раньше, когда слухи о возможном скором повышении ставок были менее обоснованны, курс поднимался значительно выше, чем сейчас. Более убедительно звучат те комментарии, в которых осторожность трейдеров связывается с событиями на рынке валют стран - членов АСЕАН.

Как будто в ознаменование трехлетия с момента начала азиатского валютно-финансового кризиса 1997-1998 гг. резко усилилось спекулятивное давление на валюты стран Юго-Восточной Азии. Объектами атак вновь стали таиландский бат, индонезийская рупия, сингапурский доллар, упавшие до шестнадцатимесячного минимума, и филиппинское песо, курс которого провалился почти до исторического минимума, зафиксированного в январе 1998 года. Как и три года назад, сколько-нибудь вразумительных объяснений, оправдывающих падение курсов, не могут пока найти ни местные финансовые власти, ни международные аналитики. Ссылка на политическую нестабильность в Индонезии вряд ли убедительна, поскольку здесь трудно увидеть какой-то новый фактор. Тем более на фоне весьма убедительных экономических успехов в регионе. Например, ВВП Сингапура вырос в первом квартале на 9,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а во втором квартале - на 7,7%. Во всех указанных странах бурно растет положительное сальдо торгового баланса, и, как следствие, увеличиваются валютные резервы центробанков.

Курс южнокорейской воны пока продолжает расти, что объясняется постоянным притоком иностранного капитала на местный фондовый рынок. Однако правительство Южной Кореи уже посетовало на подорожание воны на 5% с начала года на фоне падения курса иены на 1,8%, что неблагоприятно сказывается на конкурентоспособности корейских товаров. Как известно, такие жалобы чреваты девальвацией. Тайваньский доллар и малазийский ринггит также пока остаются стабильными, что можно рассматривать как положительный фактор для ситуации на всем валютном рынке региона. Но обольщаться на сей счет не стоит, ведь и три года назад ринггит начал падать на месяц позже остальных валют, корейская вона - лишь через полгода после начала кризиса, а тайваньский доллар, находясь под "китайским зонтиком" вместе с юанем и гонконгским долларом, так и остался практически несокрушенным, что, однако, не помешало кризису достичь поистине глобальных масштабов.

Между странами, входящими в ОПЕК, проходят активные консультации по поводу возможного дополнительного увеличения добычи нефти еще на 0,5 млн баррелей в день. Цена снизилась уже на 3 доллара после идущего вразрез с недавним решением ОПЕК неожиданного заявления Саудовской Аравии, сделанного 3 июля, о готовности увеличить поставки нефти на мировой рынок. Так, 11 июля в Лондоне брент-смесь торговалась по цене около 29 долларов за баррель, а августовские фьючерсы на сырую нефть на Нью-Йоркской товарной бирже стоили 29,70 доллара.

При подготовке рубрики использовались данные информационного агентства "МФД-ИнфоЦентр" и ФК "Траст Сервис"