Яков Паппэ занимается ботаникой. Так он сам определяет род своего занятия, нисколько не чувствуя ущемленным свое научное достоинство. Он принципиально не занимается обобщениями, выявлением долго- и среднесрочных тенденций и тем более моделированием. Паппэ собирает фактуру, скрупулезно проверяет ее, в том числе в компаниях, о которых он пишет, и предъявляет публике. В его понимании цель книги - "выявить и представить читателю некоторые значимые и хотя бы минимально устойчивые черты рассматриваемого объекта"; в моем понимании в этой книге можно найти детальное и одновременно надежное изложение истории развития крупного российского бизнеса. Нигде больше вы его не найдете.
Предмет интереса Якова Паппэ - российские компании, руководители которых в просторечье именуются олигархами. Отмежевываясь от официально признанного титула - финансово-промышленная группа (ФПГ), носители которого далеко не всегда попадают в категорию крупного бизнеса, автор использует другую категорию - интегрированная бизнес-группа (ИБГ). ИБГ - это совокупность предприятий, связанных между собой либо отношениями собственности, либо управлением, либо всего лишь взаимными обязательствами их основных собственников или управляющих. Последнего, по мнению автора, тоже достаточно для того, чтобы признать группу группой, потому что мы живем в России, потому что всего десять лет прошло с момента начала реформ, потому что так называют свою сеть сами участники событий.
Хороши ли эти бизнес-образования? По правильному ли пути пошла российская экономика, заведя у себя "олигархов"? Этих вопросов для автора не существует. Они хороши и нужны уже потому, что возникли и развиваются. Причем их эффективность и жизнеспособность уже проверены - кризисом 1998 года.
Изложение последствий кризиса и новейшей истории ИБГ, пожалуй, самые занимательные места в книге. Мы же видели, с каким грохотом все рушилось, - устояли ли олигархи? Единого ответа нет.
Для ИБГ, чьими центральными элементами были промышленные активы, - прежде всего "Газпрома" и "ЛУКойла", кризис прошел почти безболезненно, более того, относительно благодаря ухудшению положения других группы усилили свои макропозиции. "Газпром" как был так и остался первым, только теперь он лидирует с большим отрывом из-за серьезного ухудшения положения своего основного конкурента за лидерство - группы "Интеррос-Онэксим". "ЛУКойл" по той же причине стал вторым, и "в ближайшие несколько лет вряд ли найдутся другие претенденты на это место".
Группы, центральными элементами которых были финансовые структуры, во-первых, относительно ослабли, во-вторых, были вынуждены либо пересмотреть свои стратегии, либо умереть. Три из них - "Интеррос-Онэксим", империя Ходорковского и группа "Мост" - предпочли первый вариант. "Интеррос", восстанавливая свою финансовую часть, все более превращается в промышленно-финансовую группу. Империя Ходорковского практически полностью сконцентрировалась на нефтяном бизнесе. Группа "Мост" позиционируется исключительно как медиа-группа, впрочем, к этому она пришла еще до кризиса.
Две другие группы с сильным доминированием в докризисные времена финансовой составляющей - Инкомбанк и "Российский кредит" - постигла более тяжелая участь. Первая погибла "сразу и окончательно", и, как отмечает Паппэ, одной из основных причин ее гибели было то, что в отличие от других группа держалась в основном на управленческих технологиях, а не на отношениях собственности. Судьба группы "Российский кредит" остается до сих пор неочевидной. Центральным элементом группы и после кризиса остался одноименный банк, его будущее во многом зависит от поддержки со стороны АРКО, соответственно, будет поддержка - возможно возрождение группы, нет - значит, она погибнет.
Особняком в ряду групп с большой финансовой составляющей стоит консорциум "Альфа-групп". Он, по мнению Паппэ, пережил кризис наиболее успешно по сравнению с другими ИБГ, возглавляемыми банками, и при этом ему не пришлось принципиально менять свою стратегию.
Самая сложная судьба из крупных ИБГ постигла группу "Березовский-Смоленский". На конец 1999 года можно было констатировать, что эта группа сохранилась как влиятельная, но она принципиально мутировала. Из группы "Березовский-Смоленский" она превратилась в группу "Березовский-Абрамович", вместо банков ее центральными элементами стали "Сибнефть" и медиа-блок. Как пишет Паппэ, сохранение группы в таком составе возможно, если сохранятся тесные кооперативные отношения ее лидеров. Впрочем, события текущего года указывают, что группа, скорее всего, развалится на две части: группа Березовского с доминирующим медиа-блоком и группа Абрамовича, развитие которой будет тесно связано с одной из "восходящих звезд".
Нам, читателям, страшно повезло, что книга написана именно сейчас, а не годом или полугодием раньше. Повезло, потому что автору удалось включить в нее новейшую историю. Основная тенденция этой новейшей истории заключается в том, что среди ИБГ появляются новые фигуранты. История восхождения трех самых крупных из новичков - "Сургутнефтегаза", группы "Сибирский алюминий" и банковско-страховой группы "Автобанк-Ингосстрах" - в книге изложена подробно. Совершенно разные по отраслевой принадлежности и агрессивности менеджмента, эти группы объединяют два признака: во-первых, все они работают в рамках лишь одного сектора рынка (нефть, алюминий, финансы), а если и диверсифицируются, то следуя логике развития центрального звена; во-вторых, во всех трех доминируют имущественные связи, и никто не полагается лишь на управленческие технологии. А это означает, что олигархия в России уже пережила этап юношеской гиперактивности и вступила в фазу зрелости.