Исламская вертикаль

24 июля 2000, 00:00

Верховный муфтий России шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин заявил, что в исламских учебных заведениях Татарстана готовят террористов-смертников для Чечни. И выразил обеспокоенность "продолжающимся активным насаждением ваххабизма не только на Северном Кавказе, но и в Центральной части России". В Татарстане этот процесс, по его словам, поддерживают светские власти, ориентированные на "международные исламские центры" и создавшие Всероссийский исламский университет, который "финансируется и снабжается учителями из Кувейта и Саудовской Аравии".

"Не удивительно, - сказал Таджуддин в одном из своих интервью, - что наших сторонников, исповедующих традиционно умеренный и просвещенный ислам, сначала стали вытеснять из Татарстана, а затем последовали попытки захвата мечетей в Оренбургской области, Пензе, Волгограде, Астрахани, Перми, Свердловской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах". Из чего следует, что все неподконтрольные Талгату Таджуддину приходы, а их в России большинство, исповедуют исключительно исламский радикализм.

Ответ оппонентов верховному муфтию последовал незамедлительно. Сначала выступил муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаки. Он заявил, что строительство мечетей на арабские деньги вовсе не означает, что сюда автоматически привносится и радикализм. В Татарстане мусульмане исторически были приверженцами более умеренного и терпимого ханафитского масхоба, то есть являются ханафитами, а не ваххабитами. А Совет муфтиев России напомнил общественности, что именно Таджуддин открыл заезжим исламским миссионерам дорогу в Россию, когда заключил в начале девяностых договор с исламскими организациями Саудовской Аравии на 1,5 миллиона долларов.

Весь этот обмен колкостями можно было бы отнести к разряду внутриконфессиональных разборок и теократических дискуссий о степени умеренности ислама. Однако мусульманские лидеры втягивают в конфликт и светскую власть. Талгат Таджуддин обратился с письмом к Владимиру Путину с просьбой посодействовать прекращению раскола среди российских мусульман.

Мусульманским духовным лидерам явно приглянулась идея президента России выстроить жесткую вертикаль власти. По тому же принципу они намерены навести "порядок" в своей общине, покончить с "сепаратизмом" региональных муфтиев и установить единоначалие, как в былые советские времена. Напомним, что в начале 90-х идеи тотальной суверенизации овладели и умами духовных лидеров. Сначала в Татарстане, затем в Башкирии и других российских регионах начали создаваться свои "суверенные" духовные управления мусульман, альтернативные ДУМЕСУ (Духовное управление мусульман Европейской части СНГ и стран Балтии). Верховный муфтий России шейх.уль-ислам Талгат Таджуддин начал терять не только власть, влияние, но и самое главное - финансовую поддержку мусульманских организаций арабского Востока. Сначала в регионах, а затем и в целом по России установилось духовное "двоевластие". Под контролем Союза муфтиев России, возглавляемого Равилем Гайнутдином, сегодня находятся 80 процентов приходов, в юрисдикции ДУМЕСа - оставшиеся 20.

Между тем обвинения в ваххабизме не только конкретной общины, а и целой республики звучат сегодня достаточно серьезно. Начало второй Чеченской войны наглядно демонстрирует последствия предпочтений радикального течения в исламе. Создавая Татарстану имидж центра распространения исламского экстремизма в России, шейх-уль-ислам дает федеральному центру лишний повод занять более жесткую позицию по отношению к наиболее далеко зашедшему в суверенитет региону. Тем более что парламент Татарстана уже заявил, что без согласительных процедур, предполагающих взаимное изменение некоторых положений конституций России и Татарстана, никакие изменения в свой Основной закон вносить не будет.

Верховный муфтий России очень точно рассчитал момент своего очередного выступления за чистоту ислама.