Командиры "Востока"

Гузэль Фазуллина
24 июля 2000, 00:00

Менеджеры Чистопольского часового завода сделали из второстепенного предприятия лидера отрасли

"Командирские" часы когда-то входили в бартерный минимум туриста, отправлявшегося за границу. Как водку, икру и матрешки, их можно было обменять на валюту страны пребывания. За четверть века, что выпускаются "Командирские", они ничуть не изменились и по-прежнему пользуются спросом. Но чистопольский завод "Восток", где эти часы делают, изменился очень сильно.

Сам себе режиссер

Скажи кто-нибудь лет десять назад, что из двадцати российских часовых заводов выживут пять, причем лидировать на рынке будет чистопольский "Восток", часовщики приняли бы это за неудачную шутку. И не потому, что в Чистополе делали плохие часы, - свою первую золотую медаль на престижной в те времена Лейпцигской ярмарке "Восток" завоевал еще в начале 60-х годов. Просто в министерстве завод считали дублером Второго московского часового, эвакуированного в Чистополь во время войны.

Поэтому на "Востоке" не сильно горевали, когда в начале 90-х обрушившийся на экономику рынок снес "крышу" в виде могущественного министерства и заводы оказались предоставлены сами себе. Предприятие не вошло в организованное вместо союзного главка АО "Часпром". Генеральный директор "Востока" Владислав Цивилин предпочел в 1993 году обратиться в Госкомимущества Татарстана с предложением акционировать предприятие. 38% акций досталось трудовому коллективу, еще 38% ему предложили выкупить в течение двух лет, а 24% остались у государства. "Приехал я тогда на завод, собрал людей, - рассказывает Владислав Валентинович, - и говорю: зачем, мол, тянуть два года при такой инфляции, давайте подожмемся, урежем расходы и выкупим свой пакет". Ужались, продали тридцать новых "КамАЗов", купленных в погоне за инфляцией, и через полгода расплатились за акции.

Советское чудо, или Сказка о потерянном времени

Марка часов "Командирские" была создана еще в 1965-м, а по-настоящему раскручивать ее чистопольцы начали в конце 80-х годов. Рассказывают, что в 1989-м один из руководителей союзного радиопрома был сражен наповал, увидев посреди Нью-Йорка светящийся слоган "Советское чудо - часы из Чистополя". В начале 90-х "Командирские" пользовались огромным спросом в Европе, переживавшей пик моды на российские товары с военной символикой. "Командирские" были не просто модными, но еще и качественными - недаром Чистополь около двадцати лет поставлял свои механизмы немецким и швейцарским фирмам. В 1991 году "Восток" выполнял специальный заказ Пентагона - требовалось изготовить сорок тысяч часов для участников операции "Буря в пустыне" с соответствующей символикой.

Так что новоиспеченному АО "Восток" не нужно было искать покупателей, клиенты выходили на него сами, и в этом смысле стартовые условия у завода были весьма благоприятными. Производство часов, после водки и табака, считалось чуть ли не самым рентабельным. В свое время только российские заводы производили 40 млн штук наручных, напольных, настенных часов, и все они раскупались.

Но в середине 90-х на рынок хлынула дешевая китайская штамповка. Для "челноков" часы были выгодным товаром: таможенные пошлины за них взимали на вес, а не поштучно. С другой стороны, нишу дорогих механических часов быстро заполнили швейцарские, французские, английские. "Неважно, что из Европы ввозили залежалый товар, давно вышедший из моды, - рассказывает заместитель гендиректора по маркетингу АО "Восток" Вячеслав Жарехин, - престижная торговая марка работала сама на себя. Зарубежные фирмы, пользуясь неосведомленностью отечественного покупателя, просто сбрасывали в Россию устаревший товар. Но дело в том, что часы - продукт 'скоропортящийся', если они стоят год, их надо перебирать, промывать и снова смазывать, иначе они будут показывать не то время".

Российские часы с их архаичным дизайном не могли конкурировать даже с вышедшими из моды "ролексами". У наших заводов не было своей фирменной сети магазинов. В России хорошо делали надежные "народные" хронометры, но не умели их продавать. Отечественный часпром начал разваливаться. Петродворцовый часовой завод, сдавая производственные площади в аренду дочерним фирмам, дошел практически до банкротства. Второй московский завод создал несколько СП с иностранцами и начал устанавливать свои механизмы в "их" корпуса, потеряв, таким образом, свою торговую марку "Слава". Первый московский завод и угличская "Чайка" пали жертвами "кухонных филиалов" - "левого" производства собственных работников. Не спасли и западногерманские кредиты по линии "Гермес", обещанные под амбициозную программу "Часы ХХI века".

Казалось бы, "Востоку" только радоваться: конкуренты исчезают сами собой. Но во всем этом крылась серьезная угроза для самого предприятия. Общее падение объемов производства в отрасли немедленно сказывалось на поведении поставщиков комплектующих: они либо вообще исключали из своего ассортимента часовые узлы и детали, либо взвинчивали на них цены, компенсируя тем самым убытки от сокращения заказов.

Инкубатор для бизнеса

Владислав Цивилин решил не терять времени на изобретение часов ХХI века, не ждать кредитов. Несмотря на то что механические часы начали вытесняться с рынка кварцевыми, он рискнул оставить их в производстве. Классические механизмы со швейцарской системой анкерного спуска, на стальных анкерных колесах и вилках, с опорой на рубиновых камнях, с заводными часовыми пружинами из специальных прецизионных сплавов и противоударным устройством узла баланса "Восток" выпускал полвека. За это время ничего более совершенного не изобрели. Часовой механизм довольно консервативен. Авангардным может быть внешний дизайн - его и нужно было улучшать.

Но прежде чем браться за дизайн, гендиректор изменил структуру предприятия. Все цехи и участки, не связанные с производством часов ("Восток" производил 250 наименований различной продукции, 40% объема выпуска которой занимали оборонные заказы), вывел за баланс, предложил создать самостоятельные предприятия, найти инвесторов и осваивать новые рынки. Так под крышей завода возникли совместное белорусско-татарское предприятие "БЕТАР", производящее водосчетчики, и "VDO Автомобильные компоненты" - СП с немецкой фирмой "Меннесманн", выпускающее автомобильные часы, тахометры и комбинацию приборов для панелей всех моделей "Жигулей". Кроме того, появились интернет-провайдер, ателье, пекарни и т. д. Предприятиям сдали в аренду помещения, продали в рассрочку оборудование, предоставили гарантии для получения кредитов.

Даже если завод и не участвовал в прибылях образованных вокруг него "сателлитов", все равно это было выгодно: их расходы и убытки не влияли на себестоимость базовой продукции - часов. Скоро обнаружился и еще один плюс: альтернативный бизнес помог выжить основному, малые предприятия загружали цехи и участки часового завода - гальванику, пластмассовое производство, конструкторское бюро - своими заказами.

Идея "дочек", помогающих основному производству, понравилась Цивилину. Рассказывает заместитель гендиректора АО "Восток" Надежда Лоскутова: "У Цивилина есть одно замечательное качество. Обычно все решают проблемы по мере поступления, а Владислав Валентинович видит их сразу, заранее просчитывает следующие шаги. Некоторые его идеи поначалу выглядели просто авантюрными. Например, отказаться от некоторых поставщиков и самим делать узлы и детали. Производство часовых пружин из особо точных, прецизионных сплавов мы еще могли освоить, но когда директор предложил делать самим и камни, мы сильно засомневались. Обработка искусственного рубина - операция сложная. Камень нужно резать лазером, а затем тончайшей проволокой проделывать в нем отверстия. Это ювелирная работа. Некоторые часовые заводы пытались этим заняться, но не могли добиться нужного качества".

Чистопольцы рискнули. Зарегистрировали отдельную фирму, поставив во главе нового бизнеса одного из заводских менеджеров, закупили оборудование для обработки часовых камней, подкинули "дочке" немного денег на раскрутку и дали заводские гарантии для получения кредитов в Торгово-Промышленной палате Татарстана. К тому времени, когда предприятие (его назвали "Бриолет") освоило технологию, Кусинский завод, монополист в производстве опорных часовых камней, так поднял отпускные цены, что некоторые часовые предприятия (например минский "Луч") были вынуждены перейти на втулочные опоры. А это, по словам специалистов, большой минус для качества продукции. "Бриолет" обеспечил "Восток" камнями на 70%. Остальные 30% закупают в Кусе, но уже по нормальным ценам - обзаведясь конкурентом, поставщик стал сговорчивее.

По такой же схеме чистопольцы организовали производство заводных пружин, самостоятельно сконструировав и изготовив прокатный стан для получения тончайшей проволоки. И очень вовремя: Белорецкий завод, основной поставщик часовых пружин, перестал их выпускать. Теперь чистопольский ООО "Инженер" производит пружины не только для "Востока", но и для других часовых заводов.

Дальше - больше. "Балхашский металлургический комбинат начал гнать латунь за границу, а Ленинградский сталепрокатный отправлять сталь в Прибалтику, - рассказывает Владислав Цивилин. - И комплектующие, которые раньше покупали на предприятиях черной и цветной металлургии, мы стали делать у себя. Организовали прокат латуни, шлифование прутков. Сами льем стекла для часов, штампуем циферблаты. Купили у конкурентов простаивающее швейцарское оборудование для изготовления часовых корпусов, а оборонным НИИ заказали установку вакуумного напыления защитных и декоративных покрытий".

"Восток" уже отказался от услуг пятнадцати поставщиков, и процесс этот продолжается.

Как называть конгломерат из сорока малых предприятий, окружающих сегодня Чистопольский часовой завод, менеджеры предприятия сказать затрудняются. "Может быть, это бизнес-инкубатор или технопарк", - говорят они. Главное, что "Восток" стал выпускать не меньше, а больше моделей часов - пятьсот вместо прежних ста. объем продаж вырос вдвое за последние два года, рентабельность производства достигла 21%.

"Командирские" по-китайски

Разобравшись со структурой предприятия, "Восток" стал решать проблему позиционирования на рынке.

В свое время чистопольцы поставляли в Швейцарию механизмы для часов. В середине 90-х они подумали: а почему бы не попытаться продавать на мировом рынке готовые часы? Нашли швейцарскую фирму, которая взялась за продвижение чистопольских часов на европейский рынок. Помимо прочего, швейцарцы брались уничтожить рынок поддельных "Командирских": в Европе появились китайские копии соответствующего качества: чтобы механизмы в корпусах не бряцали, производители заполняли пустоты поролоном. Хотя создать дилерскую сеть в европейских странах тогда не удалось, рекламную кампанию провели. Западного покупателя удалось научить отличать настоящие "Командирские" от подделки.

Куда сложнее обстояло дело с внутренним рынком. На нем появились не только китайские подделки, но и "свои" пиратские копии, гораздо больше похожие на оригинал. "Восток" отчасти попал в ту же ловушку, что и многие другие часовые заводы: из цехов сборка постепенно начала перемещаться на кухни работников. Правда, в Чистополе остановили процесс на начальной стадии. Старались во что бы то ни стало выплачивать людям зарплату, чтобы не провоцировать на поиски альтернативного дохода. Постепенно "кухонная" сборка перестала быть выгодным бизнесом: на рынке часы дорого не продашь, а приличный магазин без сертификата происхождения товар не возьмет, разве что по демпинговой цене. Так уничтожили "серый" рынок.

В конце концов "Восток" все-таки создал и дилерскую сеть. Тут кризис помог - после него многие продавцы, раньше специализировавшиеся на престижных импортных часах, переориентировались на отечественные. "Создав дилерскую сеть, мы получили возможность ежемесячно формировать портфель заказов, учитывая конъюнктуру рынка, - рассказывает Вячеслав Жарехин. - Сегодня мы производим часы только под заказ торговли".

Как уже говорилось, кроме реальных магазинов, "Восток" создал и виртуальный. Это существенно, почти на 15%, увеличило объем продаж. Сегодня в рейтинге покупательской популярности одного из часовых сайтов - Watch & Clock - брэнд "Восток" занимает четвертую строчку, опередив знаменитые Seiko.

Первый среди равных

Сегодня "Восток" лидирует на российском рынке, производя более 40% отечественных хронометров. Пока он опережает "лежачих" конкурентов, но чистопольцы намерены сохранить свои позиции, и когда поднимутся остальные заводы. А это уже новая стратегия, не выживания - развития. Топ-менеджеры "Востока" прекрасно понимают, что популярность дешевых "Командирских" рано или поздно сойдет на нет. Но пока "Командирские" - лидер продаж компании (60%), их можно использовать в качестве "дойной коровы", вкладывая прибыль в освоение нового продукта и зондирование новых ниш рынка.

Для этого в 1996 году Чистопольский часовой завод создал СП "Восток Капитал" с американской фирмой "Капитал Трейдинг", которое и приступило к разработке нового, с учетом всех веяний мировой часовой моды, брэнда - хронометров "Восток". Сегодня СП выпускает пятнадцать различных моделей часов нового поколения, ничем не выдающих свое родство с аскетичными "Командирскими" в массивном корпусе. Пока они составляют треть всего объема выпуска, но именно на них делается ставка.

Кроме того, в Чистополе первыми стали выпускать часы с заказной символикой. Ажиотажным спросом в начале 90-х пользовались "Командирские" с гербом или флагом Татарстана на циферблате. Затем пошла серия с портретами политиков и религиозных деятелей, ставшая сегодня раритетом. Большая партия с юбилейной символикой была изготовлена для ветеранов к 50-летию Победы. Для ускорения выполнения заказов создали в Москве фирму "Восток-дизайн", которая изготавливает любую символику за два-три дня. Сегодня "Восток" производит до двадцати тысяч заказных часов в месяц, что составляет 10% от общего объема выпуска.

Два года назад "Восток" начал разрабатывать и производить башенные и уличные часы. Первые башенные были установлены в Раифском мужском монастыре, первые уличные - с арабской символикой - в центре Казани. А потом стали поступать заказы из Самары, Тольятти, Ялты. Рынок еще не сформировался, выпущено всего сорок часов, но российские города переживают настоящий реставрационный и строительный бум, значит, и спрос на городские часы будет расти, а их производство приносит хорошую прибыль.

В прошлом году в Чистополе выпустили пробную партию золотых часов ручной сборки, для "новых татар". Корпус отлили на Московском монетном дворе, упаковали в резные деревянные футляры и снабдили визиткой Цивилина, лично гарантирующего качество. Если "Командирские", "Генеральские", "Амфибия" - часы для "настоящих мужчин", то золотые задуманы как семейная реликвия. Не уступая по качеству и дизайну зарубежным аналогам, чистопольские часы выигрывали за счет цены - они стоили тысячу долларов, на порядок дешевле дорогих иностранных. Первая партия разошлась быстро. Сто золотых часов принесли заводу такую же прибыль, как и три тысячи "Командирских". Ставить ли "семейную реликвию" на поток, покажет рынок, пока решили их производство не расширять.

А вот разработанные в начале этого года часы "Кремлевские" - для левшей - намерены выпускать большими партиями: начав с двух-трех тысяч в месяц, довести до двадцати тысяч. После прошедшего по НТВ сюжета про чистопольскую новинку, в котором, кстати, было отмечено и то, что президент Путин предпочитает носить часы на правой руке, завод буквально завалили заказами.

Сейчас на заводе закупают новое оборудование и современные технологии нанесения покрытий. Ближайшая стратегическая цель - освоить новую ценовую нишу. До сих пор "Восток" выпускал в основном массовую продукцию, часы по цене от 10 до 50 долларов; теперь чистопольцы намерены освоить производство хронометров для среднего класса стоимостью от 100 до 400 долларов.