Зачем вам это надо?

Использование объектов исключительных прав в бизнесе

Может ли производство современной подводной лодки иметь что-то общее с выращиванием картофеля? Да, если в этих процессах используются технологии, выраженные в объектах исключительных прав (ОИП). В случае с подводной лодкой могут использоваться десятки технических решений, защищенных патентами. Картофель может обладать особенными качествами (например, устойчивость к вредителям и болезням), полученными в результате селекции.

В коммерческой деятельности ОИП могут применяться чрезвычайно широко, воплощаясь как в товарах и услугах, так и в процессе их продвижения на рынок и реализации потребителю.

Путь от идеи создания какого-либо товара до его успешной реализации состоит из трех самостоятельных этапов: разработка товара, его производство и продвижение на рынок. Стандартный набор исключительных прав на этих этапах может использоваться в различных комбинациях в зависимости от целей, которые преследует предприниматель.

К примеру, химик разработал новый способ синтеза химического соединения, чрезвычайно выгодный и эффективный. Как распорядиться новым знанием? Можно обнародовать свое открытие в расчете на Нобелевскую премию. Можно запатентовать способ синтеза и продать лицензию на рынки, защищенные патентами. И наконец, можно просто хранить свое знание в тайне, превратив его в техническое ноу-хау, и потом продавать в любую страну, не заботясь о патентовании. Минус последнего решения состоит в том, что такие же результаты может самостоятельно получить кто-нибудь другой, и если такой счастливчик запатентует этот способ, именно он и получит в свое распоряжение рынок. Как видим, каждая из перечисленных дорог имеет свои преимущества и недостатки.

Если при выборе пути руководствоваться идеей защиты своих капиталовложений, то вариант с Нобелевской премией отпадает сразу. Однако выбор между патентом и ноу-хау можно сделать, лишь тщательно проанализировав состояние рынка и свои собственные возможности. К примеру, если речь идет о производственном процессе, факт использования которого трудно установить, то патент предоставит слабую защиту из-за сложности доказать сам факт использования такого изобретения. Если же изобретение легко "просматривается" в готовом продукте, то патент предотвращает несанкционированное или нежелательное копирование.

Аналогичными муками выбора сопровождается принятие решения о защите дизайна изделия, которую можно произвести через авторское право, право на промышленный образец или объемный товарный знак.

Вот необходимый минимум вопросов, которые предстоит решать при выборе ОИП.
1. Принципиальная пригодность данного вида ОИП для данной продукции (к примеру, объемные товарные знаки регистрируют только для защиты упаковки).
2. Стоимость защиты (необходимые для получения охранного документа время и деньги, а также стоимость владения правами).
3. Надежность защиты (легко ли будет поймать и наказать нарушителя).

Однако создать хороший продукт - лишь полдела, его еще надо продать. На этапе реализации товара ОИП выступают не только в своей классической ипостаси защиты инноваций (будь то марка товара или дизайн торгового зала). Товарный знак помогает потребителю выделить продукцию конкретного производителя и является своеобразным аккумулятором доверия потребителя. Именно в марке воплощается деловая репутация компании, и со временем марка начинает самостоятельно создавать стоимость (поэтому, например, "мерседесы" такие дорогие). При этом защищаться может и сама технология ведения бизнеса. Скажем, привлекательность франчайзинга объясняется не столько возможностью выступать под известной маркой, сколько тем, что вместе с маркой получатель франшизы узнает, как не разориться. Кстати, мировая практика показывает, что среди пользователей франшиз гораздо меньше случаев банкротств, нежели среди обычных предпринимателей. Можно без преувеличения сказать, что любая информация, влияющая на выживание бизнеса, при надлежащем ее оформлении и сохранении приобретает свойства товара (коммерческое ноу-хау).

Мерчендайзинг . коммерциализация имиджа, в этих целях (например, в рекламе, в качестве марки товара) используется имя, изображение известного человека или художественного персонажа. Реже используется название "некоммерческого" объекта (например, название спортивной команды, заповедника, оркестра etc.).

Франчайзинг (договор коммерческой концессии) дает право работать по системе (бизнес-формату) и с использованием деловой репутации другого лица. Для этого пользователю передается комплекс исключительных прав (обычно коммерческое ноу-хау и торговые марки).

Коммерческое обозначение ("фирма") представляет собой название предприятие как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ). Типичный вид коммерческого обозначения - оригинальное название предприятия розничной торговли (например, магазины "Седьмой континент", "Копейка", "Перекресток").