Швейцарская Novartis, одна из крупнейших в мире компаний, работающих в сфере биотехнологий и фармацевтики, заявила о своем решении прекратить использование генетически измененных компонентов в производстве диетических продуктов, а также специализированного лечебного питания и коктейля Ovaltine. Подобные товары поставлялись на рынки некоторых европейских стран, в первую очередь Бельгии, Голландии и Германии. Эта мера была принята из-за того, что европейские потребители боятся возможных негативных последствий от употребления генетически модифицированных продуктов питания. Представитель Novartis, комментируя ситуацию журналистам, сказал, что "политикой компании является стремление выполнять желания потребителя на всех рынках, на которых она работает, и чуткое реагирование на изменение конъюнктуры и развитие потребительских приоритетов. С экономической точки зрения компания просто не может производить продукт, которого рынок не хочет".
В прошлом году биотехнологический гигант уже объявил о том, что его подразделение Gerber, занимающееся производством детского питания, не будет использовать генетически измененные продукты, опасаясь падения популярности этой марки, широко известной в Америке и во всем мире. Однако, несмотря на тактические уступки общественному мнению, компания продолжает настаивать на том, что генетически модифицированные продукты безопасны для здоровья и выгодны для фермеров и предпринимателей. Novartis не оставляет надежды не "перемену ветра" и грядущее повсеместное внедрение генной инженерии в сельском хозяйстве.
Вывод, который извлекут из этой ситуации противники генной инженерии, может быть довольно неожиданным для биотехнологических компаний. Оказывается, самый действенный метод борьбы с производством гипотетически опасных товаров - не давление на сами компании, не акции протеста, а наглядное объяснение потребителю потенциального вреда, таящегося в продуктах. В Европе, где в отличие от США генетически модифицированные продукты подлежат обязательной маркировке, производители сомнительных биотехнологических инноваций, вероятнее всего, отдадут предпочтение продукции, выращенной традиционными способами.