Частное профессиональное образование в дореволюционной России

Юрий Голицын
21 августа 2000, 00:00

Первые частные профессиональные школы появились в России еще во второй половине XVIII века. Но это были мелкие заведения, где обычно обучались несколько подростков, которых готовили к работе на помещичьих мануфактурах.

По мере развития промышленности возникает нехватка специалистов, и владельцы предприятий начинают понимать, что необходимо готовить квалифицированные кадры для собственных фабрик. Так, в 1816 году Тимофей Прохоров, один из сыновей основателя знаменитой Трехгорной мануфактуры Василия Прохорова, открывает при своей фабрике ремесленную школу, чтобы пополнять собственное производство рабочими, получившими с детства "правильное обучение". Процесс обучения в школе был организован достаточно просто и практично: часть дня дети обучались в фабричных мастерских различным профессиональным навыкам, а часть дня проводили в школе, где изучали закон божий, русский язык, арифметику и рисование (линейное, то есть черчение, и узорное). Для того времени такой набор предметов был необычным, так как начальное образование обычно заканчивалось изучением церковно-славянской азбуки и умением читать псалтырь. Открытие ремесленной школы полностью себя оправдало, большинство ее выпускников оставалось на службе у Прохоровых.

В 1833 году Тимофей Прохоров открыл Техническое училище. Срок обучения здесь составлял 5 лет. Принимали 50 мальчиков, проявивших склонности к мануфактурному производству. В училище склонности каждого еще раз дифференцировались, и в соответствии с результатом создавались учебные группы. Однако практически каждый учащийся получал знания по всем процессам мануфактурного дела. Если у того или иного ученика обнаруживался особый дар и усердие, ему, несмотря на полное содержание, назначали специальное жалованье в размере 200 рублей в год. Для желающих получить высшее образование приглашались репетиторы, которые преподавали предметы, не входившие в программу училища. И это при том, что в стране еще существовало крепостное право!

В понимании задач профессионального образования Тимофей Прохоров был не одинок. Вот что по этому поводу писал его брат Яков: "Теперь мы, русские, всеми силами должны стремиться к просвещению и науку ни под каким видом не отвергать: иначе нас в грязь затопчут. Каждому фабриканту, говоря по совести, надлежит при своей фабрике открыть школу для научения малолетних".

В начале XX века Сергей Прохоров, внук Якова, решает преобразовать ремесленную школу так, чтобы из нее выходили "унтеры производства", то есть техники. В 1905 году училище получило статус мануфактурно-технического с подготовительными классами. В нем в основном готовили химиков-технологов, которые с успехом работали на многих мануфактурах России. Срок обучения был увеличен до 6 лет. Кроме этого, действовали вечерние классы для взрослых, где обучалось более 600 человек.

Еще одним человеком, внесшим большой вклад в развитие в стране профессионального образования, был Самуил Поляков, который стал основателем многих учебных заведений страны. Деятельность Полякова как строителя и владельца многих железных дорог в обществе оценивалась далеко неоднозначно, но его усердие на благотворительном поприще, особенно в области народного образования, было по достоинству отмечено современниками. В 1867 году, в период горячки железнодорожного строительства, Поляков основал на свои средства в городе Ельце первое железнодорожное техническое училище им. Императора Александра II. Оно в дальнейшем послужило прототипом для организации других училищ по подготовке среднетехнических кадров для железных дорог. В этом деле Поляков выступал в тесном контакте с А. Дельвигом, основав с ним Дельвиговское железнодорожное училище в Москве. По почину Полякова на содержание этих училищ был организован специальный сбор по 15 рублей с версты в год на всех частных железных дорогах страны.

В 1868 году Поляков выступил основателем так называемого Катковского лицея совместно с М. Катковым, главным редактором "Московских ведомостей", и профессором Московского университета П. Леонтьевым. Это было привилегированное мужское общее среднее учебное заведение. Главное здание (ныне Остоженка, 53, бывшее здание МГИМО) было выстроено и оборудовано на средства, пожертвованные Поляковым. Кроме того, на средства Полякова было открыто первое Горное училище в Горловке в Донбассе, где готовились технические кадры горняков.

Еще одним примером вкладывания собственных средств в профессиональное образование является завещание Ивана Мальцова, который в XIX веке был одним из самых известных промышленников, владельцем девяти стекольных и хрустальных заводов. В завещании он обязал своего племянника Юрия Нечаева, ставшего главным наследником, внести в земство Владимирской губернии 500 тыс. рублей на учреждение технической школы. От себя Юрий Степанович подарил земству землю во Владимире под строительство школы, причем в дарственном акте оговаривалось, что "земля эта не может использоваться ни под какие нужды, кроме здания училища". Позднее Нечаев дополнительно пожертвовал 250 тыс. рублей. В 1885 году училище было построено. Современниками эта техническая школа, предназначенная для обучения в течение 5 лет ста детей "всех званий и вероисповеданий", была признана одной из лучших в Европе по устройству и оснащению.

Подобные примеры не являлись чем-то исключительным. Открытие при фабриках и заводах профессиональных и технических училищ в конце XIX - начале XX века было в России обычной практикой.