Тревожный звонок из Азии

21 августа 2000, 00:00

Крупнейшие производители сотовых телефонов, Ericsson и Nokia, ожидают снижения темпов роста продаж новых трубок стандарта GSM. Недавно финская Nokia объявила об уменьшении прогнозируемой прибыли в третьем квартале этого года. По всей видимости, аналогичное заявление будет сделано и относительно доходов в октябре-декабре. Причиной низких финансовых показателей компании является насыщение европейского рынка телефонов.

Прежний рост продаж был обусловлен тем, что за последние два года в Европе резко выросло число абонентов сотовой связи. По данным инвестиционного банка Goldman Sachs, в 1998 году рост числа абонентов по отношению к предыдущему году составил 78%, в прошлом году этот показатель равнялся 73%, а в нынешнем аналитики банка прогнозируют лишь 33-процентный рост. В итоге всего за несколько лет в большинстве стран ЕС мобильные телефоны приобрели от трети до половины населения, и спрос на новые модели начал падать. В ближайшие несколько лет спрос на аппараты стандарта GSM в Европе будет расти лишь на 10-12% в год, как это уже происходит в Финляндии, где сотовой связью охвачены приблизительно 65% населения страны.

Решение проблем с ростом продаж и сохранением лидерства на мировом рынке европейцы видят в более глубоком освоении перспективных рынков Азии, США и Латинской Америки. На потенциал этих регионов указывает пока относительно малое число пользователей мобильной связи - в США около трети населения, а в странах Латинской Америки всего 15%. Однако на новых рынках Ericsson и Nokia уже сегодня вынуждены конкурировать с местными лидерами - Motorola в Америке, южнокорейской Samsung и японской Panasonic в Азии. Основные трудности, с которыми сталкиваются "пришельцы", - плохое знание их торговой марки потенциальными потребителями и более низкие цены на аппараты конкурирующих компаний. В результате приходится тратиться на рекламу. В частности, немецкий концерн Siemens намерен потратить в Азии 450 млн долларов на то, чтобы сделать узнаваемым свой брэнд.

Возникают и чисто технические проблемы. Так, вопреки моде на миниатюрные модели телефонов в Азии потребителям нравятся средние и большие по европейским меркам аппараты. Кроме того, в Японии набирает популярность новый стандарт связи UMTS, для которого нужны новые, адаптированные под этот стандарт телефоны, имеющие цветные экраны и способные принимать и передавать видеоизображение. В Азии в отличие от Европы мобильный телефон используют не только для переговоров, но и для просмотра новостей и передачи данных, поэтому там высок спрос на многофункциональные трубки.

В итоге для закрепления на новых рынках и удержания своей доли на мировом рынке европейцам приходится вкладывать средства в рекламные кампании, разработку и выпуск новых моделей телефонов стандарта UMTS. Тем временем хорошо известные в Старом Свете Panasonic, Samsung и Motorola предлагают потребителям все новые телефонные трубки.