Саморазрушение нерегулируемого рынка

Рейтинг
Москва, 28.08.2000
«Эксперт» №31 (244)
Оживление экономики привело к появлению новой генерации аудиторов. Их цены крайне низки, а качество не гарантировано

Объем выручки 100 крупнейших российских аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) за первое полугодие 2000 года вырос по сравнению с первым полугодием 1999 года очень скромно - всего на 27,5%. Такой прирост выручки сравним с увеличением потребительских цен за тот же период (они поднялись примерно на 20%). Но основные клиенты аудиторов не граждане, а промышленные компании. Их цены выросли на 45%. Если же принять во внимание промышленный подъем, то окажется, что предприятия в первом полугодии 2000 года увеличили свою выручку более чем на 70% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года.

Ситуация выглядит так, будто аудиторско-консалтинговые компании здорово недооценили рост платежеспособности своих основных заказчиков. Но было бы глупо предполагать, что аудиторы, имеющие непосредственный доступ к финансовой отчетности предприятий, не владели информацией об их доходах. Дело, по-видимому, в другом. Основная причина, о которой в один голос говорят участники рынка, это обострение конкуренции и, как следствие, снижение цен.

Наша оценка средних почасовых ставок аудиторских компаний свидетельствует о новом всплеске ценовой войны на рынке аудиторов и консультантов. Еще полгода назад минимальной расчетной ставкой за услуги среди участников "Аудита-100" было 3 доллара в час. Теперь эта планка снижена примерно вдвое - 1,6 доллара в час. На уровне же трех долларов работали в этом полугодии уже полтора десятка компаний из списка 100 ведущих АКГ России. В их числе - две компании из тридцати крупнейших. Более половины компаний "Аудита-100" получали за свои услуги менее 6,5 доллара в час. В двадцатке наиболее эффективных АКГ полугодия ставка колебалась от 10 до 21 доллара в час. На таком уровне пытались удерживать цены в первую очередь наиболее крупные компании. Среди первых двух десятков наиболее эффективных АКГ почти половина занимает ведущие позиции по совокупной выручке за полгода. Самой дорогой компанией по-прежнему остается "Внешаудит".

Причина новой ценовой войны (о первой речь шла в наших публикациях в N42 за 1998 г. и N11 за 1999 г.), как это ни парадоксально звучит, кроется в оживлении экономики после кризиса. Казалось бы, подъем производства должен вести к росту спроса на аудит и консалтинг, а значит, и к росту доходов аудиторско-консалтинговых групп. Но получилось иначе.

Ровно год назад в посткризисной ситуации локомотивом рынка выступили наиболее крупные АКГ, входящие в первую двадцатку списка "Аудит-100". Объяснялось это тем, что ценовой конфликт в связке "крупный аудитор-крупный клиент" оказался более слабым, чем конфликт между мелкими аудиторами и мелкими клиентами. Взаимные уступки сторон в первой паре приводили к сохранению сотрудничества, в то время как для мелких компаний удовлетворение требований клиента о снижении цены было равносильно сворачиванию деятельности. В результате все предприятия, которые могли сэкономить на аудите, на нем сэкономили, а небольшие аудиторские фирмы остались без работы.

Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборо

У партнеров

    «Эксперт»
    №31 (244) 28 августа 2000
    Катастрофа в баренцевом море
    Содержание:
    Какая армия нам нужна

    Трагедии русского флота под Севастополем и при Цусиме подвигали императоров на крупнейшие реформы

    На улице Правды
    Реклама