- Кель ор э тиль? - произнес я заученную еще в школе фразу, обращаясь к первой попавшейся на глаза темнокожей красавице, которая грациозно ступала босиком по раскаленной набережной Круазетт.
- Тебе московское время или среднеевропейское? - устало спросило по-русски длинноногое создание...
Московское время
Приехав этим летом в Канны на фестиваль российской культуры "Искусство без границ", я не без удивления обнаружил, что русских в этой киномекке едва ли не больше, чем французов. Повинны в том вовсе не организаторы русского артфестиваля, переместившие из Москвы Аэрофлотом 600 артистов и около ста туристов. На французской Ривьере постоянно проживает пять тысяч эмигрантов из СССР, старой и новой России, а летом это излюбленное место отдыха наших соотечественников со всех концов мира. В каннском интернет-кафе на Рю Мемот можно найти мерно постукивающего клавишами русского программиста из Бостона, в знаменитой "Галери Лафайет" выбирают сумочки милые русские старушки из Нью-Йорка. Русские роллеры из Женевы выделывают лихие па на асфальте набережной Круазетт, а по ночам на пустых пляжах распевают блатные песни москвичи. Именно для этих людей, при поддержке министерств культуры и иностранных дел Франции и России, был организован фестиваль "Искусство без границ", который проходил с 24 по 28 августа во Дворце фестивалей Канн.
Русский клуб с каннской лестницей
Нынешний фестиваль российской культуры в Каннах уже третий по счету. Первые два с треском провалились. Несмотря на неплохую программу с ретроспективой фильмов Никиты Михалкова, оперой "Евгений Онегин" в исполнении артистов московских театров и дефиле Театра мод Вячеслава Зайцева, в огромном зале Дворца фестивалей набиралось не больше десяти человек - и те аккредитованные российские журналисты. Этому фестивалю предрекали ту же участь. Но благодаря сумасшедшему рекламному натиску российского телевидения и французской русскоязычной прессы, два зала каннского Дворца фестивалей (за аренду которых оргкомитет выложил 100 тысяч долларов) были полны все пять дней. Правда, организаторам не удалось окупить и треть аренды за счет продажи турпутевок и билетов на концерты. Но гостям фестиваля было не до их проблем.
Поднимаясь по знаменитой каннской лестнице, русские обсуждали последние новости далекой родины: поднимут ли "Курск" со дна Баренцева моря и упадет ли Останкинская башня. Как драгоценность переходили из рук в руки невесть откуда появившиеся здесь свежие московские газеты. На открытии 94-летний мэтр Игорь Моисеев по-французски объявил об изменениях в программе концерта - в связи с гибелью "Курска" было решено не начинать фестиваль танцем матросов. Русскую моду во Франции на этот раз представлял молодой кутюрье-авангардист Андрей Шаров, показавший в саду перед Гранд-отелем свою "Белую коллекцию". Целый день фестиваля был посвящен нашему кино, где демонстрировались ленты "Русский бунт" Александра Прошкина, "Руфь" Валерия Ахадова, "Двадцать четыре часа" Александра Атанесяна и "Маленькая принцесса" Владимира Грамматикова.
Фаворитом фестиваля стал победитель последнего Международного конкурса им. Чайковского 25-летний пианист Денис Мацуев. Его исполнение Первого концерта Чайковского с Московским симфоническим оркестром под управлением Владимира Зивы, равно как и скрябинский до-диез минорный этюд и блестящие джазовые импровизации "на бис", были встречены долгой овацией стоя. После концерта муниципалитет Канн предложил Мацуеву ангажемент на концерты с местным оркестром.
Как у всякого фестиваля, здесь был свой официоз, с приемами послов и мэров, с по-брежневски долгими и бестолковыми пресс-конференциями и по-европейски церемонными фуршетами. К этой части каннского шоу относился и финал фестиваля, когда Кремлевский балет под управлением Андрея Петрова исполнял почти трехчасовой спектакль "Ромео и Джульетта" в постановке Юрия Григоровича. Даже видавшие виды французы были удивлены: большой балет, исполняемый под живой оркестр, во Франции считают крайне дорогим удовольствием. Правда, смогут ли россияне провести такой же фестиваль в следующем году - большой вопрос, ибо прежние организаторы и спонсоры заявили, что вряд ли еще раз смогут достать деньги на подобную роскошь.
Благодарим организаторов фестиваля компанию "ИннаТур" и продюсерский центр "Жар-Птица" за помощь в подготовке материала