Уравнение Большого

4 сентября 2000, 00:00

Долгожданное разрешение проблемы Большого театра оказалось столь радикальным, что в один день эта новость оказалась на устах у всех - не только в России, но и за ее пределами, слегка разбавив мрачные потоки информации из поселка Ведяево и московского района Останкино.

Новостью стало не столько само сообщение об одновременной отставке художественного руководителя театра Владимира Васильева и исполнительного директора ГАБТа Владимира Коконина (эти перестановки "Эксперт" предрекал еще в N20 от 29 мая сего года), сколько радикальное изменение самой структуры руководства Большого театра.

Указом N1579 "О Государственном академическом Большом театре России", подписанным 28 августа, президент РФ Владимир Путин упразднил должности художественного руководителя театра и исполнительного директора, заменив их постом генерального директора. Этот ход симптоматичен, ибо передача театра во власть менеджера отвечает духу времени. В наши дни успех театра не в последнюю очередь зависит от умения руководителя достать и умело распределить средства, соотнося государственные отчисления, средства от попечителей и реальные доходы от гастрольной и концертной деятельности с расходами на содержание учреждения и финансирование новых проектов. (Хорошая оперная или балетная премьера сегодня может стоить от 400 тыс. до миллиона долларов и выше.)

Кроме того, главенство менеджера способствует формированию более гибкой и в то же время конструктивной репертуарной политики, свободной от предвзятости худруков. За пять лет руководства театром Владимир Васильев, вместо того чтобы приглашать для работы в первый театр страны талантливых отечественных и зарубежных режиссеров, сам поставил одну оперу и несколько балетов, провалившихся при вхождении в репертуар. Это тем более странно, что, по сообщению информированных источников, Большому не раз предлагалось реальное сотрудничество с мировыми мастерами, например со знаменитейшим хореографом Иржи Килианом. Но в таких проектах Васильев не счел нужным участвовать. К нынешнему юбилейному 225-му сезону он, по слухам, планировал еще одну свою премьеру - на этот раз его жертвой должна была стать опера "Кармен" Жоржа Бизе.

Другой, не менее важный пункт указа N1579 - президент передает Большой театр из ведения своей администрации под юрисдикцию Министерства культуры. Переподчинение ГАБТа преследует как минимум две цели. Во-первых, таким образом театр выбывает из разряда привилегированных любимчиков и уравнивается в правах с другими отечественными госколлективами. Во-вторых, сегодня входит в решающую стадию финансирование самого грандиозного отечественного культурного проекта последних лет - строительства филиала и реставрации основного здания Большого театра. Считается, что на стройку века может быть израсходовано порядка полумиллиарда долларов (для сравнения: доходная часть бюджета страны в 1999 году составила около 21 миллиарда долларов). Так что стремление правительства непосредственно контролировать суммы, которые будут вращаться в этом проекте, понятно. Не исключено и то, что руководство страны, передавая театр в ведение Минкульта, желает избавить его от влияния олигархов и застраховаться от отмывания теневых средств в финансовых операциях вокруг Большого.

Кстати, другим приказом президента - N1580 от 28 августа 2000 года - принято предложение правительства РФ о проведении реставрации и реконструкции ГАБТа начиная со следующего года. При этом правительству в трехмесячный срок поручено определить госзаказчика, сроки проведения и источники финансирования работ по реставрации и реконструкции Большого театра. Можно надеяться, что после десятилетия неопределенности сроки проведения работ будут наконец-то установлены.

По решению президента на пост генерального директора Большого театра назначен экс-директор БДТ, а ныне один из руководителей телеканала "Культура" Анатолий Иксанов. Его заместителем, а точнее генеральным директором по художественной части, стал дирижер с мировым именем Геннадий Рождественский - его предпочли Александру Лазареву и Евгению Светланову.

Остается только надеяться, что после этих нехитрых юридических манипуляций 225-й сезон станет для ГАБТа по-настоящему новым.