С 1 сентября нефтяным компаниям вновь придется выполнять балансовые задания по поставкам нефтепродуктов для нужд сельхозпроизводителей и энергетиков. Теперь на время уборочной кампании и отопительного сезона им запрещено продавать на внешнем рынке свыше 10% производимого мазута и 25% нефтепродуктов.
Под предлогом насыщения внутреннего рынка мазутом правительство ранее ввело пошлину на его экспорт. Первоначально составлявшая 12 евро за тонну, в июле она была увеличена до 20 евро, однако это повышение не остановило экспортеров. Видя упорство нефтяников, идеолог мазутных пошлин вице-премьер Виктор Христенко вместо нового повышения сборов поддержал радикальные меры.
В Минэнерго считают, что нефтяные компании, пользуясь благоприятной конъюнктурой цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке, в стремлении максимизировать свой экспорт рискуют оставить внутренний рынок на голодном нефтяном пайке. По подсчетам экспертов "наказание" Минэнерго будет стоить нефтяникам 90 млн долларов потерянной экспортной выручки, что составляет, однако, не более 1% ее годового объема.
Крупнейшие нефтедобывающие компании России: "ЛУКойл", ЮКОС, ТНК, "Сиданко" и "Сургутнефтегаз" уже направили в Минэнерго письмо, в котором просят отменить вновь возложенные на них обязательства. По их мнению, у правительства нет никаких экономических и юридических оснований для принятия такого решения. Согласно действующему законодательству квотирование товара возможно только при возникновении его "критического недостатка" на рынке, определяемого в 20% от нормального потребления. По данным пяти компаний - лидеров нефтедобычи, сегодня предложение нефтепродуктов внутри страны даже превышает возможный спрос, что делает балансовые задания бессмысленными.
От более детальных комментариев нефтяные компании воздерживаются до ознакомления с текстом постановлением правительства. По мнению аналитика Petroleum Argus Дмитрия Мосиенко, такое спокойствие объясняется тем, что мало кто ожидал другого развития событий: "Компании, конечно, теряют деньги, поскольку вынуждены поставлять мазут по различным зачетным и бартерным схемам, но все-таки им грех жаловаться, они и так неплохо заработали на мазуте", - полагает он. Кроме того, озабоченность кабинета состоянием внутреннего рынка топлива также можно признать обоснованной. "Это более чем разумный шаг правительства, поскольку государство не только получает деньги от экспорта, но еще и обеспечивает энергетику топливом на зиму," - считает аналитик инвестиционного агентства "АТОН" Стивен Дашевски.
Раньше нефтяных компаний с критикой решения правительства выступил Международный валютный фонд. В своем письме российскому правительству МВФ тактично намекнул, что последние шаги кабинета министров осложнят переговоры России по поводу новых кредитов, которые должны начаться в октябре. Их срыв, в свою очередь, грозит отодвинуть сроки реструктуризации российского долга Парижскому клубу кредиторов.
На прошлой неделе в среду Виктор Христенко встретился с главой российского представительства МВФ Мартином Гилманом и изложил ему причины возврата к балансовым заданиям. В качестве аргументов в пользу такого шага были названы плохое исполнение регионами графика северного завоза нефтепродуктов и критически низкие запасы топочного мазута на электростанциях РАО "ЕЭС России". Кроме того, Виктор Христенко заверил Гилмана, что мера эта временная, призванная помочь регионам благополучно пережить зиму.