В галерее "Дом Нащокина" открылась выставка, посвященная русскому придворному портрету XVIII века. Все экспонаты - из усадьбы "Кусково" графов Шереметевых. Большинство портретов императоров, равно как и высших придворных, принадлежит кисти неизвестного художника. Скорее всего их писал, а часто и списывал с уже существующих оригиналов шереметевский придворный живописец. Перед современными зрителями предстает некая хроника придворной и государственной жизни России в лицах, по которой заодно можно составить и представление об истории русского портрета XVIII века.
В столетие, начавшееся с петровских реформ, русскому искусству пришлось спешно осваивать стиль и жанры европейской живописи. Портрет стал едва ли не самым востребованным, и в освоении его тон задавал именно императорский двор. Портрет Петра I явно копирует по композиции портреты европейских императоров: здесь и кираса, и горностаевая мантия, и глобус, накрытый треуголкой. А вот портрет Федора Ромодановского, одного из ближайших сподвижников Петра, свидетельствует о том, что художники еще не знали, как должен выглядеть царедворец. Заплечных дел мастер, фактический правитель России во время петровских Великих посольств изображен улыбающимся, даже несколько наивным мужичком.
По экспозиции видно, как портрет вылуплялся из архаичной парсуны - так назывались изображения людей, вышедшие из-под кисти иконописцев еще во второй половине XVII века. Семимильными шагами преодолевал скованность и живописной манеры, и не привыкших к позированию моделей. Русские живописцы не только освоили европейский парадный портрет, но и куда более сложный камерный, требовавший настоящей психологической характеристики. Свидетельством тому портрет Павла I. Это совершенно не тот карикатурный мопс, которого мы помним из учебников истории. Это будущий "романтический наш Император", как за глаза по-доброму называли его при дворе.