Вам пакет от Бориса Абрамовича

В борьбе за контроль над телевидением Бутырка - не аргумент

На прошлой неделе Борис Березовский опубликовал и сам же неоднократно прокомментировал открытое письмо президенту Владимиру Путину. Он сообщил, что администрация президента России требует передать пакет акций Общественного российского телевидения государству и подкрепляет это требование угрозами. Опасаясь, как сказано в письме, за судьбу свободы слова - главного завоевания демократической России, Березовский передает свой пакет акций ОРТ "в управление журналистам и другим представителям творческой интеллигенции". Если отбросить высокую риторику, следует признать, что Борис Абрамович сделал блестящий тактический ход и легко парировал кавалерийский наскок кремлевской команды. Он остается полновластным хозяином ОРТ, а властям теперь придется - если захотят - бороться с призраками в виде "представителей творческой интеллигенции".

Останкинский Клондайк

Идеологическим обеспечением нынешнего статус-кво на первом телеканале служат две довольно устойчивые легенды. Согласно первой, государство, являющееся держателем 51% акций компании, держит ее в черном теле, не выделяя из бюджета на поддержание своего имущества ни копейки. И если жизнь в ОРТ еще теплится, то исключительно тщанием и заботой кормильца Березовского, отдающего на это святое дело свои кровные. Вторая легенда утверждает, что сам телебизнес как таковой занятие полностью убыточное и заниматься им могут лишь такие неуемные меценаты, как наш БАБ. Обе легенды Березовский воспроизводит в своем письме к президенту. Знающие же люди утверждают, что на самом деле все обстоит не совсем так. Или, вернее сказать, совсем не так.

В своем письме Березовский, в частности, пишет: "ОРТ очень убыточно... Его ежегодное содержание обходится в 150 млн долларов. На протяжении шести лет частные акционеры ОРТ, и я среди них, субсидировали передачи первого канала за счет средств от других доходных предприятий". А между тем еще в 1995 году, когда Владислав Листьев незадолго до своей смерти ввел запрет на рекламу на ОРТ сроком на четыре месяца (с 1 апреля по 1 августа), Березовский жаловался, что убытки от этого эмбарго составили не менее 100 млн долларов.

По информации "Эксперта", сегодня ежемесячный доход от рекламы на первом канале составляет около 15 млн долларов, ежегодное же содержание ОРТ обходится примерно в 100-110 млн, то есть 9-10 млн в месяц. Разница - чистая прибыль.

Далее. Государство к судьбе телеканала вовсе не так безучастно, как утверждает молва. Шесть лет назад ОРТ получило по решению Госдумы 189 млрд рублей из бюджета (приблизительно 40 млн долларов). С момента возникновения ОРТ государство регулярно ссужает его деньгами, проводя их, правда, не через бюджетную строку, а через кредиты (как собственные, так и зарубежные) под свои гарантии. Компетентные источники утверждают, что ни один из этих кредитов возвращен не был, последний (100 млн долларов) был выдан зимой 1998/1999 года, когда ОРТ в очередной раз оказалось на грани банкротства в связи с исками предприятий Минсвязи и уже начиналась опись имущества.

Поскольку результатов освоения кредитных средств не наблюдается, вывод напрашивается сам собой: их совокупность также может быть отнесена в графу чистой прибыли. "ОРТ это настоящий Клондайк, и сколько денег в общей сложности сделал себе на ОРТ Березовский, знает только он", - резюмировал наш источник. И прибавил, поразмыслив: "Или Бадри".

Бадри и другие

Аркадий Шалвович (Бадри) Патаркацишвили - исполнительный директор ОРТ и правая рука Березовского в компании. Хотя по вопросу, кто чья правая рука на самом деле, мнения наблюдателей расходятся. Так или иначе, финансовая сторона деятельности ОРТ находится полностью под контролем Бадри.

Помимо него к "людям Березовского" в менеджменте ОРТ безусловно относят и генерального директора Константина Эрнста, без чьей подписи на канале не может выйти ни одно распоряжение. По мнению одного из топ-менеджеров ОРТ, Эрнст "зависит от БАБа на триста процентов. Все, что он в жизни имеет, ему дал Березовский".

Правовое обеспечение деятельности канала и контроль за персоналом обеспечивает Мариэтта (Мара) Мартиросова - она возглавляет административно-юридическую дирекцию канала и тоже входит в команду Березовского. Кроме того, в рядах когорты Березовского числятся управделами ОРТ Игорь Барабан, в чьем ведении находится вся матчасть, и начальник службы охраны Андрей Луговой. Творческая ипостась представлена дирекцией информационных программ (ДИП), которой до последних дней руководила Татьяна Кошкарева вкупе с аналитиком Рустамом Нарзикуловым - также люди Березовского. Они пришли на ОРТ из "Независимой газеты", которую содержит Борис Абрамович.

Информация об их увольнении с ОРТ появилась одновременно с письмом медиа-магната, где он среди прочего жаловался, что администрация выдавливает его с канала, угрожая Бутыркой. В этом контексте уход Кошкаревой-Нарзикулова дал прессе повод предположить, что Старая площадь переводит борьбу с полновластием БАБа на канале в практическое русло. Однако, по нашим данным, эту пару уволил лично Патаркацишвили, инкриминировав им недостаточно жесткую критику президента в трагедии с подлодкой "Курск", а также слишком явное проталкивание в эфире интересов Романа Абрамовича - удачливого конкурента БАБа.

Как бы там ни было, влияние Березовского в Останкино не уменьшилось ни на волос. И так будет до тех пор, пока все поименованные лица сидят в своих креслах. Еще одной степенью защиты влияния Березовского на первом канале можно считать присутствие там "Видео Интернешнл", монополизировавшей с его согласия рекламный рынок канала и при необходимости способной полностью перекрыть ему кислород.

На самом деле и мы, и наш олигарх знаем, что служит ему самой серьезной степенью защиты. В случае с ОРТ это явление можно назвать "коллективным Березовским". Ведь нынешняя схема деятельности ОРТ не свалилась с неба, она была придумана и отстроена группой людей, из которых явно засветился один БАБ - из своей неизбывной любви к театральным эффектам и широковещательным заявлениям.

Очень хорошая схема

В реальности у истоков ОРТ стояла большая группа товарищей, и притом весьма серьезных. В 1995 году начинание поддержали Валентин Юмашев и Татьяна Дьяченко. Его активно лоббировал Александр Коржаков. Ненавязчивую и остроумную схему поддержки ОРТ государством придумал, как утверждают, Бадри, а уж пролоббировать ее в правительстве было кому. Вспомнить хоть Черномырдина Виктора Степановича, чью политическую карьеру безвозвратно погубила именно близость к Березовскому. Не забудем и Михаила Лесина, отца-основателя "Видео Интернешнл", безраздельно царящей сегодня на первом (и втором) каналах. И Александр Стальевич Волошин БАБу не чужой: вместе отстраивали AVVA - самую загадочную из отечественных финансовых пирамид.

Да, иных уж нет, но основной костяк - пока в полном порядке. И смена декораций на первом канале им, в отличие от президента, ни к чему. Может быть, именно поэтому они исполняют желания Путина так бездарно, а в итоге спровоцировали БАБа на маневр с "представителями творческой интеллигенции". Ведь сколь бы достойных людей ни назначили в этот ареопаг, доверительное управление - все-таки нечто совсем другое, чем право собственника. И, согласно Гражданскому кодексу РФ, безотзывных доверенностей не бывает, что бы доверитель ни обещал.

В общем, нынешним недругам Березовского следовало бы поучиться делать дела у Евгения Примакова. В свое время (январь 1999-го) он приступил к решению аналогичной задачи по-солдатски просто: через тогдашнего генпрокурора Юрия Скуратова организовал против БАБа уголовное преследование, в результате чего тот в одночасье покинул Россию, а Доренко -телевизионный эфир. Правда, ненадолго.

Если говорить серьезно, то формально уволить всю обойму ставленников БАБа в руководстве ОРТ (кроме Патаркацишвили и Эрнста) можно только соответствующим приказом генерального директора, то есть Эрнста. Уволить же самих Эрнста с Бадри в состоянии лишь совет директоров компании, причем двумя третями голосов, которых у людей Путина и близко нет. Из десяти членов совета директоров пятеро представляют государство, четверо - частных акционеров (то есть фактически Березовского), и возглавляет совет гендиректор ИТАР-ТАСС Виталий Игнатенко. Кстати, возникает интересный вопрос: в какую графу записать Игоря Шабдурасулова, который одновременно является представителем государства в совете директоров и доверенным лицом Бориса Березовского?

Примеру Примакова Путин тоже не может последовать: Генпрокуратура симпатизирует скорее противной стороне. Что БАБ отлично знает и не пытается, как в январе 1999-го, отлежаться в швейцарской клинике под предлогом врачевания синяков, полученных при падении со снегоката. Напротив. На место уволенной Кошкаревой, давшей слабину (по нашим данным, ей с Нарзикуловым соответствующие органы нарисовали перспективу если не Бутырки, то чего-нибудь похожего), назначает в ДИП свой старый и проверенный кадр - Сергея Горячева, бывшего корреспондента первого канала в США, бывшего заместителя директора ИТА (популярная новостная программа первого канала). Пару лет назад его кандидатура на пост руководителя ДИП уже рассматривалась Березовским, но тогда он сделал выбор в пользу Доренко. Сегодня Горячев востребован. И то, что его последним местом работы был второй канал, ничего не меняет: в ВГТРК он появился еще до прихода Олега Добродеева.

Легкие решения

Корреспонденту "Эксперта" довелось участвовать в телепередаче с одним из кремлевских идеологов-технологов Глебом Павловским. Технолог кипятился по поводу подлого поведения ОРТ. Речь шла о том, что в эфир было выпущено обращение группы вдов моряков с "Курска" с просьбой к богатым людям скинуться на спасение их мужей. "Такое Березовскому спускать нельзя!" - кипятился технолог. В передаче это место было потом вырезано.

Раздражение Кремля понятно. Обращение вдов поставило под сомнение усилия властей по спасению лодки. Действительно, поведение многих СМИ в те трагические дни можно считать плохим, провокационным и так далее. Но и власть по отношению к обществу и прессе была - очень мягко говоря - небезупречна. (В частности, пустив в Видяево РТР и не пустив ОРТ, она сама показала, кто ей свой, а кто чужой.)

Тут можно позволить себе напоминание о том, что не всегда ОРТ было в оппозиции, что эта телекомпания и - черт побери - Березовский сделали для создания и победы "Единства", а затем и Путина больше кого бы то ни было. Ну да, дело прошлое и темное, можно только предполагать, на чем былые союзники разошлись: вероятно, они по-разному оценивают нынешнюю стоимость оказанной услуги.

Как бы там ни было, суть конфликта понятна. Государство, имеющее 51% акций в частной компании, считает ее государственной и хочет, чтобы она поступала, как ему надо. Частная компания в лице остальных 49% (Березовский) считает ее частной и свободной. Название же у компании совсем третье - Общественное российское телевидение, то есть вроде бы и не частное, и не государственное. Именно чтобы избежать полного доминирования государства, в устав компании был введен пункт о том, что назначение гендиректора осуществляется только на общем собрании акционеров и для этого требуется три четверти голосов.

У государства, если оно действительно хочет заиметь еще один полностью подконтрольный телеканал, есть несколько очень сложных путей и один очень простой. Можно тщательно проверить законность многочисленных передач и продаж акций внутри нынешнего пакета Березовского и попытаться что-нибудь отыграть назад. Правильно распорядившись своим 51-процентным пакетом, можно в рамках цивилизованности и законности устроить желтую жизнь остальным 49 процентам и принудить в итоге к капитуляции. В конце концов, топ-менеджеры ОРТ не раз публично заявляли о безнадежной убыточности своего предприятия. В таких случаях они просто обязаны инициировать процесс банкротства, а если не делают этого - могут быть по закону лишены своих постов.

Все это, конечно, дела тонкие и медленные. Гораздо легче пригрозить Бутыркой. Да беда в том, что и Бутырка уже перестала быть аргументом. Побывал, к примеру, в ней другой медиа-магнат Владимир Гусинский - и с удвоенной силой принялся палить по Кремлю. Теперь вот Березовский мультиплицируется в "представителей творческой интеллигенции", а тем временем поднимается новая всемирная волна плача по свободе слова в России.

Администрация Кремля обрастает все новыми специалистами и службами, призванными давать умные политические и юридические советы президенту. Кажется, все сколько-нибудь известные политконсультанты либо уже сидят на Старой площади, либо работают на администрацию по контракту. Грустные истории информационных сражений Кремля с "Медиа-Мостом", ОРТ и вокруг "Курска" показали, что то ли их не слушают, то ли они зря едят свой хлеб.

Закрадывается сильное подозрение, что Борис Абрамович сам спровоцировал своих кремлевских оппонентов на эту игру. Предложив два десятка известных стране и очень разных людей в качестве учредителей некоего предприятия (но и здесь большинство составляют верные соратники или подчиненные Березовского, на что намекал и Владимир Путин, отзываясь из Нью-Йорка на события вокруг ОРТ), которое четыре года будет распоряжаться его акциями, он таким образом еще на шаг двинул свою идею о "конструктивной оппозиции". Пообещав в будущем отдать им насовсем пятую часть акций, он ввел в общественное дело и сильную меркантильную составляющую. Тут еще фразы о возможности подобной операции с "Коммерсантом" и ТВ-6. Все это, конечно, очень возбудит и стимулирует всех причастных.

Кроме того, введение в число потенциальных учредителей управляющего своими акциями предприятия руководителей изданий и каналов "Медиа-Моста" есть сигнал к объединению усилий с империей Гусинского и даже намек на некий оппозиционный суперхолдинг. Все это звучит вполне фантастично и произойдет вряд ли - разве что кремлевская команда допустит еще одну серию промахов и сама загонит всех своих разнообразных оппонентов в одну стаю.

"Надежная" Бориса Березовского