В третье тысячелетие без инструкций

Александр Шумилин
11 сентября 2000, 00:00

Участники юбилейной сессии ООН не готовы реформировать эту организацию

"Мы, конечно, обеспечим безопасность всех этих глав государств, - не без горечи заявил журналистам мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, - но лично я считаю, что среди них есть столь мерзопакостные существа, что об этом стоит говорить при каждом удобном случае".

Мэр Нью-Йорка и на сей раз оказался верен своим эксцентричным манерам. Не смутило градоначальника даже то, что объектом его вербальных нападок оказались главы государств. Разумеется, не всех 189 государств, приглашенных на "саммит тысячелетия", а только некоторые из них. Впрочем, наиболее "мерзопакостные" по классификации мэра лидеры государств-изгоев - Слободан Милошевич, Муамар Каддафи, Саддам Хуссейн и Ким Чен Ир - и без подсказки Джулиани не решились вступить на землю явно для них малогостеприимного города. Кого конкретно имел в виду мэр - остается гадать. Но двое из них просчитываются с ходу: это, разумеется, лидер палестинской автономии Ясир Арафат (ему уже однажды в 1995 году Джулиани лично воспрепятствовал присутствовать на городском концерте по случаю 50-летия ООН), второй - безусловно, пламенный руководитель Острова свободы Фидель Кастро, которого мэр называет не иначе как "агрессивный убийца". Как знать, может быть, список презираемых нью-йоркским мэром мировых лидеров гораздо длиннее? И может быть, кому-то еще из глав иностранных государств впору задуматься, прежде чем покидать международную зону на острове Манхэттен и въезжать в черту собственно Нью-Йорка, подвластного эксцентричному начальнику.

"Великие" и прочие

Ясно, впрочем, что высказывания Джулиани предназначены прежде всего потрафить настроениям его избирателей - тому самому большинству населения Нью-Йорка, которое, по данным опросов, уже "достали" международные чиновники с Манхэттена, то есть сотрудники ООН. Они, видите ли, не платя налогов в муниципальную казну и даже штрафов за нарушение правил городского трафика, вовсю пользуются дорогостоящей инфраструктурой Нью-Йорка. Словом, халявщики, к тому же давно уже раздражающие добропорядочных горожан и "высокомерным поведением", которое можно объяснить лишь их "голубыми паспортами" - более значимыми в дипломатическом табеле о рангах, чем даже паспорта "зеленые". Словом, даже полицейские не всегда в силах призвать этих "голубых" (нью-йоркский сленг) к порядку. Не трудно себе представить степень раздражения горожан в три дня "саммита тысячелетия", когда по городу метались одновременно не менее 160 автомобильных кортежей глав иностранных государств.

Впрочем, приглашая глав всех государств - членов ООН на уникальный в человеческой истории форум, генсек организации Кофи Аннан особо подчеркнул в одном из своих выступлений, что с нью-йоркскими властями проблем, мол, не будет - с Джулиани достигнуто полное взаимопонимание. Но мэр Нью-Йорка не так уж и оригинален в своем публичном неприятии ООН. Президент США Билл Клинтон, традиционно выступающий в роли одного из хозяев ооновских форумов, также не всегда скрывает своего раздражения этой организацией. Объясняется оно двумя обстоятельствами: финансовыми проблемами и проблемами политическими. Так, выступая в первый день саммита, Клинтон вдруг призвал членов ООН "выполнять взятые на себя финансовые обязательства" - при том, что именно США являются как главным донором, так и основным должником Объединенных Наций (их долг, по разным подсчетам, составляет от 800 млн до 1,7 млрд долларов!). Призыв Клинтона присутствовавшие в зале Генассамблеи поняли однозначно: США не станут выполнять своих финансовых обязательств перед ООН до тех пор, пока другие государства-члены не погасят своих долгов. Проблема, однако, в том, что большинство других относительно мелких должников как раз и "показывают пальцем" на должника главного, говоря, что, поднапрягшись, свои долги они, мол, выплатят, но только после того, как это сделает должник главный - США.

Пусть богатый платит

Подход к решению финансовых проблем ООН государства-члены уже давно политизировали, что отражает одну из базовых политических проблем этой организации. Суть ее в том, что "рядовые члены" ООН давно и не очень тихо ропщут, утверждая, что государства "большие", ядерные, являющиеся постоянными членами главного органа управления организации - Совета Безопасности, практически подчинили себе реальный механизм принятия глобальных решений, оставив за остальными лишь привилегию свободно высказываться в ходе заседаний. А раз так, рассуждают, рядовые, то пусть те "великие" и оплачивают сами свои расходы, связанные с процессом "управления миром".

Среди "великих", впрочем, согласия тоже нет, а без него не в состоянии работать аппарат организации и крутиться механизм, особенно столь дорогостоящий, как тот, что обеспечивает миротворческие операции. И здесь вступает в силу чистая политика.

США настаивают на принципиальном сокращении доли своих взносов - и только при этом условии они готовы погасить накопившийся долг. Вашингтон, в частности, давно раздражен тем, что ООН далеко не во всех кризисных ситуациях действует так, как считают целесообразным в Белом доме. Пример - косовский кризис, когда НАТО предпринял решительные шаги в обход Совета Безопасности, а по существу, и в нарушение Устава ООН. Объединенная Европа (ЕС) также не готова взять на себя "повышенные финансовые обязательства", поскольку старается ограничивать зону своей ответственности лишь собственной совокупной территорией, не слишком вдаваясь в глобальные проблемы. Китай вообще подвергает сомнению правомерность миротворческих операций как таковых, утверждая, что они суть вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Россия же при определении доли финансовых взносов предлагает исходить из принципа "реальной платежеспособности государств-членов". Формулировка, как видно, предполагает, что США и европейцы должны раскошеливаться на миротворческие операции более решительно. Возникла она все после того же косовского кризиса, принцип "миротворческого вмешательства" в который Москва однозначно отвергла. Кстати, Россия, по словам директора департамента международных организаций МИД РФ Юрия Федотова, сегодня не является должником ООН, выплатив положенный ей 1% регулярного бюджета и 1,4% бюджета миротворческих операций (для сравнения - взнос СССР составлял 14% бюджета ООН).

Каждый о своем

Кофи Аннан вполне искренен, когда говорит, что "саммит тысячелетия" - не просто уникальная возможность для лидеров государств встретиться и обменяться мнениями. Форум, по его словам, должен выработать практические решения. Понятно, что имеет в виду генсек, - ведь он не вправе в силу своей должности называть вещи своими именами. Суть его призывов сводится к одному вопросу: как преодолеть кризис ООН? "Я бы хотел, чтобы главы государств не только продемонстрировали свою приверженность ООН, но и дали нам инструкции на будущее", - сказал Аннан в интервью французской Le Monde. И пояснил свое видение роли организации сегодня. "Во время холодной войны кризисы плохо ли, хорошо ли, но урегулировались двумя сверхдержавами, которые старались избегать вмешательства ООН, - сказал Кофи Аннан. - Но вот уже десять лет как конфликты межгосударственные и внутригосударственные разрешаются с помощью ООН, что радикально изменяет роль организации".

Опять же в силу должностных обязанностей Аннан выдает желаемое за действительное: к военной операции в Косово ООН не была причастна. Вместе с тем генсек аккуратно, но неотступно проводит идею превращения ООН в более действенную структуру глобального масштаба, располагающую реальными рычагами влияния на весь спектр кризисных ситуаций в мире - как военных, так и гуманитарных (проблема распространения голода, болезней и так далее).

Однако действительных, а не только на словах, сторонников этой концепции оказывается не так уж и много. И это вполне убедительно продемонстрировали выступления глав государств на юбилейной сессии: декларируя приверженность общим принципам ООН, ни один из них не говорил о путях реформирования этой организации. Это лишний раз подтверждает, что мало кто из нынешних мировых лидеров готов более основательно, чем до сих пор, поступиться суверенитетом собственной страны в пользу какого-либо глобально-международного органа. Каждый выступающий излагал видение будущего мира через призму собственных, важных и наболевших для него проблем - тем более что отведено им для этого было не более пяти минут.

Билл Клинтон вновь сфокусировался на потенциальной опасности, которую несет его стране "ракетная программа" Северной Кореи. Это и понятно: ведь принятое им за два дня до "саммита тысячелетия" решение переложить на своего преемника вопросы практического осуществления программы создания национальной системы ПРО вызвало в США всплеск дискуссий, а в мире - в целом положительную реакцию. Подтверждая наличие "северокорейской опасности", Клинтон тем самым стремился "спасти лицо" своей администрации (постоянно придерживавшейся этой позиции) и максимально облегчить непростое положение своего вице Альберта Гора, баллотирующегося на главный пост в стране.

Владимир Путин тоже говорил о наболевшем: подтвердил свою приверженность Договору по ПРО от 1972 года как основе стратегической стабильности в мире, акцентировал внимание на угрозе международного терроризма и высказал несколько инициатив глобального характера - принять комплекс мер по предотвращению милитаризации космоса и для их обсуждения провести в Москве международную конференцию, а также не использовать в ядерной энергетике обогащенный уран и чистый плутоний.

По словам самого Путина, его вторая инициатива преследует три цели: обеспечить "устойчивое развитие человечества", "кардинально" решить проблему нераспространения ядерного оружия, а также обеспечить "экологическое оздоровление планеты Земля". "Проведенные в России исследования показали реальность развития ядерной энергетики без оружейных материалов", - заявил Путин. При этом, однако, аналитики считают, что своим выступлением президент попытался пролоббировать внешнеэкономические интересы российского Минатома, в недрах которого разработан реактор нового поколения на быстрых нейтронах - проект "Брест".

Фидель Кастро вновь воспользовался главной международной трибуной, чтобы утвердить себя в роли лидера развивающихся стран, обвинив "бывшие колониальные державы" во всех нынешних бедах стран "третьего мира" (похоже, он единственный до сих использует этот устаревший термин). Кубинский лидер призвал "богатые и влиятельные страны компенсировать ущерб, нанесенный ими бывшим колониям на протяжении столетий".

Декларации декларациями, но "пламенный революционер" не упустил случая впервые подойти к "главному империалисту планеты" - президенту США Биллу Клинтону, пожать ему руку и побеседовать накоротке.

От шоу к шоу

Пребывание в Нью-Йорке российский президент использовал для проведения двусторонних встреч с главами иностранных государств - их было свыше сорока. Но самая значимая и продолжительная беседа состоялась у него с Биллом Клинтоном. Любопытно, что собеседники лишь вскользь коснулись темы Чечни, будоражившей Запад весь последний год, сосредоточившись главным образом на ситуации вокруг затонувшей подлодки "Курск". Американская сторона передала россиянам доклад по данному вопросу, подготовленный в недрах министерства обороны США. Подтверждая этот факт, секретарь Совбеза РФ Сергей Иванов уклонился от уточнений содержания доклада. Но в прессу проникла информация о том, что главной причиной трагедии американские аналитики назвали взрыв торпеды в отсеке лодки.

Но основным испытанием для российского президента должно стать его участие в сверхпопулярном ток-шоу Ларри Кинга на канале CNN. На момент выхода этого номера "Эксперта" в свет исход супершоу уже не только станет известен, но и будет широко обсуждаться мировой прессой. Это и понятно: ведь в отличие от шоу под названием "саммит тысячелетия", в котором Владимир Путин лишь один из 160 участников, в шоу Ларри Кинга он будет единственным - под нещадным обстрелом вопросов всемирно признанного мастера телеинтервью. А особенность момента такова, что от исхода шоу будет во многом зависеть имидж как самого президента в мире, так и его страны.