Простой депозит уже в прошлом

Рейтинг
Москва, 18.09.2000
«Эксперт» №34-35 (247)
Банки открывают новые ниши работы с частной клиентурой

В нынешнем году процесс посткризисного восстановления банковской системы все больше стал захватывать и рынок услуг населению. Самым традиционным видом обслуживания физических лиц являются депозиты. В условиях агрессивного снижения ставки рефинансирования ЦБ и маржи на финансовых рынках банкам трудно использовать процентные ставки в качестве средства конкуренции за вкладчика. Поэтому наметился определенный сдвиг в работе с физлицами от простых депозитов к более сложным финансовым продуктам - потребительским кредитам; услугам для сотрудников корпоративных клиентов банков (это прежде всего выплаты зарплат по пластиковым картам и сопутствующие услуги); и наконец, различным видам специализированного кредитования для продвинутых клиентов.

Товары в рассрочку

Самым демократическим видом банковского обслуживания населения является потребительский кредит. Потребительское кредитование начало распространяться со второй половины 60-х годов и в развитых странах достигло своего пика в 80-е годы, когда в период рейганомики и тэтчеризма экономический рост базировался на стимулировании потребительского спроса.

В последнее время целый ряд российских банков активизировался на этом направлении. Толчком к работе над проектом потребительского кредитования в банке "Русский стандарт" стало обширное исследование рынка потребления России, проведенное консалтинговой компанией МcKinsey. Согласно этому исследованию экономический рост в России можно резко увеличить даже без больших капиталовложений, если для начала просто оптимизировать рыночные, производственные и потребительские структуры и уравнять стартовые условия для всех участников рынка. По словам председателя правления банка "Русский стандарт" Александра Григорьева, выбор потребительского кредита в качестве направления бизнеса произошел по принципу "от противного": свободных ниш на рынке банковских услуг не так уж много, элитной клиентуры после кризиса поубавилось, средняя и мелкая торговля работает по своим серым схемам, остается ограниченное количество компаний, работающих в белую, и... миллионы населения. "Сегодня в России есть около сорока миллионов тех, чей доход составляет от ста до тысячи долларов на человека в месяц. Это и есть наши клиенты на ближайшие два-три года", - поясняет Григорьев.

Заключая договоры о сотрудничестве с магазинами, торгующими бытовой техникой, - проект уже реализуется через сети 80 магазинов ("МВидео", "Аристон", "Диван-Диваныч", "Техмаркет", "Мебель Белоруссии" и др.) - банк "Русский стандарт" предлагает клиентам этих магазинов потребительский кредит. Главный критерий - кредитоспособность клиента. Покупатель должен заполнить стандартную анкету, причем отвечать или не отвечать на те или иные вопросы, решает он сам. Никаких других документов - ни справки о доходах, ни копии трудовой книжки - не требуется. В течение недели заявитель получает ответ, и если он положительный, причины отказа не объясняются, может уносить товар, заплатив 20% от его стоимости. Размер кредитов - до 30 тысяч рубле

У партнеров

    «Эксперт»
    №34-35 (247) 18 сентября 2000
    Средний класс
    Содержание:
    Вернем родину себе и детям

    Наброски к манифесту среднего класса

    Компании
    На улице Правды
    Реклама