В ГМИИ им. А. С. Пушкина - выставка одного из самых знаменитых советских фотографов Аркадия Шайхета. Его называли и "основоположником советского фоторепортажа", и "мифотворцем советской эпохи". Его глазами не одно поколение читателей "Огонька" и "Правды" глядело на военные парады и парады физкультурников, на выплавку стали и встречу челюскинцев, на выборы в сельсоветы и шествие власти рабочих и крестьян по Средней Азии, на летчицу Гризодубову и композитора Шостаковича. Некоторые снимки Шайхета стали настолько известны, что почти потеряли авторство. Среди них - "Лампочка Ильича" (1924), у которой даже появилась репродукция в живописи.
Но советская мифология советской мифологией, а красота чистых композиций и выразительных линий не была Шайхету чуждой. В 30-е годы, в разгар дискуссий "о формализме в искусстве", ему за это не раз доставалось. Критики упрекали его в том, что любовь к формальным приемам подменяет у него любовь к людям. Он не участвовал во враждебной полемике Российского объединения пролетарских фотографов, к которому принадлежал сам, с авангардистским "Октябрем", к которому принадлежал Александр Родченко. Коллеги обвиняли его в нежелании "подать голос мастера" в защиту интересов пролетарской фотографии.
В наши дни, когда вражда между "Октябрем" и РОПФом давно в прошлом, Родченко и Шайхета объединяет многое, в том числе то, что они самые выставляемые фотографы. В Москве, переживающей сегодня фотовыставочный бум, за один день в разных местах можно встретиться несколько раз с одним и тем же снимком Шайхета. Как правило, происхождение выставочных отпечатков загадочно, а качество их вызывает подозрение. Выставка в ГМИИ, на которой представлены снимки только в авторской печати, служит камертоном, задающим стандарт качества в экспонировании старой фотографии.