Класс

Тема недели
Москва, 18.09.2000
Все, что вы уже знали о среднем классе, но боялись произнести вслух

Доля "богатых средних", тех, кто может купить все, примерно одинакова в Москве и провинции. В провинции стремление к демонстрации статуса выражено сильнее, чем в Москве. В провинции доля тех, кто хочет иметь собственное дело, выше почти на 10%

К счастью, на пятом году жизни российского среднего класса (а время его рождения большинство ученых мужей определяет 1995 годом) вести споры о его существовании уже не принято. Все сошлись на том, что в любой стране должна быть середина. Есть она и в России, и не стоит пытаться притянуть к ней критерии западных стран, надо просто описать ее. Именно этим мы - журнал "Эксперт" и исследовательская фирма "Комкон-2" - занимались летом этого года, когда проводили исследование "Стиль жизни и потребления среднего класса России".

В ходе этого исследования нами было опрошено в виде анкетирования и углубленных интервью соответственно 1000 и 120 представителей среднего класса в 11 крупных городах России (Москва, Петербург и еще 9 городов-миллионников). Мы задавали им вопросы об их ценностях, структуре расходов, любимых марках, отношению к рекламе и т. п. На основании этого исследования мы можем сделать некоторые выводы.

1. Средний класс в России - ярко выраженная и довольно целостная группа людей не только по уровню дохода и социальному статусу, но и по образу мыслей и стилю жизни. На очень многие вопросы анкеты респонденты отвечали одинаково.

2. Средний класс сам считает себя таковым. 79% респондентов без сомнений ответили, что они и есть "средние" русские. Это событие - определение себя как класса - произошло, по нашим наблюдениям, совсем недавно. Еще год назад, когда мы проводили локальное московское исследование на ту же тему, наши респонденты в большинстве своем самоопределяться не решались, сомневаясь в самом существовании среднего класса в России.

3. Среднего класса в России очень мало. Наши оценки сводятся к тому, что к этой социальной группе в нашей стране можно отнести примерно 4 млн взрослого (от 18 до 54 лет) населения. С учетом детей "средних" среднего класса в России примерно вдвое больше.

В Москве к среднему классу можно отнести 20% взрослых. В городах-миллионниках - 10%. В городах с населением свыше 250 тыс. человек - всего 6%.

Эти скромные цифры свидетельствуют о том, насколько мы далеки от стабильности. Согласно критерию Аристотеля (который, по-видимому, первым выделил такой слой как средний класс), общество стабильно лишь тогда, когда доля "средних" превышает 30%. У нас не набирается и 10%.

Зато какой класс!

Кто он, человек, который называет себя средним русским? Кем он работает? Каков его личный доход? Есть ли у него семья?

Начнем с самого простого. Средний русский молод. Ему всего 32,8 года. В абсолютном большинстве случаев он получил высшее образование или вот-вот получит его. Соответственно, большая часть опрошенных (67,3%) зарабатывает на жизнь своим умом и душевной энергией. Его социальный статус можно определить как менеджер среднего уровня или квалифицированный специалист (более детальное дел

У партнеров

    «Эксперт»
    №34-35 (247) 18 сентября 2000
    Средний класс
    Содержание:
    Вернем родину себе и детям

    Наброски к манифесту среднего класса

    Компании
    На улице Правды
    Реклама