Малый бизнес: поддержали - и хватит

Вадим Радаев
25 сентября 2000, 00:00

Масштабы, отраслевая структура и занятость в сфере малого бизнеса, если верить официальной статистике, последние 5-6 лет почти не меняются

Пошло второе десятилетие развития российского малого бизнеса, и все это время он был предметом оживленных дискуссий. Отдельные законы были приняты еще в конце 80-х годов, в 1991 году были введены налоговые льготы для малых предприятий. Однако до 1995 года эта политика не носила сколь-либо систематического характера. Важным рубежом стало принятие рамочного закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года, который заложил основы такой политики на ближайшее и отдаленное будущее. Создали специальный государственный комитет - своего рода Министерство малого бизнеса, реорганизовали соответствующий федеральный фонд. Вторая Федеральная программа поддержки и развития малого предпринимательства на 1996-1997 гг. получила статус федеральной целевой программы, что означало ни много ни мало отдельную строку в федеральном бюджете. В декабре 1995 года особым законом была введена возможность упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий.

Надежды на федеральное финансирование породили мощную волну институционального строительства в регионах. Различные органы государственной поддержки малого бизнеса были созданы в более чем 70 субъектах Российской Федерации. В первой половине 90-х годов было открыто финансирование десятков крупных международных программ, инициированных Европейским союзом, Европейским банком реконструкции и развития, Американским агентством международного развития и др. Они втянули в это благородное дело десятки российских коммерческих банков, помогли создать многочисленные агентства развития и бизнес-центры.

Кульминационной точкой стал первый Всероссийский съезд представителей малых предприятий в феврале 1996 года, который открывал в Кремлевском дворце лично президент России. В апреле того же года, на гребне предвыборной кампании Ельцина, было издано специальное постановление правительства РФ, обещавшее "золотые горы" - сотни миллионов долларов государственных гарантий и сотни миллиардов рублей на непосредственную поддержку малого бизнеса. Будущее рисовалось в довольно радужных тонах.

Действительность оказалась намного скромнее. Финансирование федеральной целевой программы в 1996 году было практически нулевым, а на следующий год было получено лишь частично. Финансовые обещания остались в целом невыполненными, и, видимо, никто не собирался их выполнять. Федеральный фонд поддержки и развития малого предпринимательства, неоднократно потеряв средства на замороженных счетах российских банков, фактически перестал функционировать. Отвоеванная бюджетная строка была безвозвратно потеряна. Попытки получить свою долю от приватизации (положенные по закону 5% поступлений) успехом не увенчались. Внес свою лепту и финансовый кризис 1998 года. Хотя наиболее активные регионы еще пытались помочь малым предприятиям через систему взаимозачетов.

В октябре 1999 года собрали второй Всероссийский съезд малых предпринимателей. Высокопоставленные лица вновь объяснились в любви и преданности малому бизнесу, а уже спустя две недели после съезда Дума зарубила все основные предложения. Бюджетную строку получить не удалось. Похоже, вопросы малого предпринимательства в очередной раз задвинуты на политическую и экономическую периферию. В новой программе Германа Грефа до малого бизнеса руки не дошли. Что же касается политического небосклона в целом, то основное внимание поглощено вещами совершенно иного толка - судьбами олигархов и возможностями передела крупных кусков собственности. Какой уж тут малый бизнес!

Добавились, конечно, и некоторые политические причины. Например, наиболее влиятельное лобби в пользу нужд малого бизнеса было тесно связано с движением "Отечество-Вся Россия", сокрушительное поражение которого на выборах не укрепило ряды сторонников малого предпринимательства.

Главная причина скудости господдержки малого бизнеса заключается в отсутствии сколь-нибудь влиятельных структур, достойно представляющих его политические интересы. Нет, на словах буквально все - либералы и коммунисты, правые крайние и левые полусредние - поддерживают малое предпринимательство. Это стало обязательной частью политической риторики. Но как только дело доходит до голосования в Думе по соответствующим вопросам, выясняется, что фактическую поддержку хотело бы оказать непременное меньшинство депутатов.

А что же сам малый бизнес? Если верить данным официальной статистики (что, конечно, следует делать с большой осторожностью), то сектор малых предприятий законсервировался: показатели его масштабов, отраслевой структуры, занятости и вклада в ВВП на протяжении последних 5-6 лет почти не меняются. Мы затормозили перед чертой 900 тысяч малых предприятий, которые сосредоточены в основном в Москве, Санкт-Петербурге и еще десятке регионов-лидеров. Развитие малого бизнеса идет за счет индивидуального предпринимательства, выпадающего из официальной статистики.