Всех автоматизируют

Татьяна Смородина
25 сентября 2000, 00:00

Новые инструменты для разработки и внедрения интегрированных систем управления предприятием

В последнее время наблюдается бурный рост продаж вспомогательных программных продуктов, связанных с разработкой и внедрением корпоративных информационных систем (ИСУП). Так, лидер по популярности программа ARIS производства немецкой компании IDS Scheer в этом году показывает динамику в 2000% и более. Это заставляет по-новому взглянуть на перспективы рынка ПО.

Толчок движению на рынке дал рост платежеспособного спроса на автоматизацию управления, начавшийся еще в прошлом году. С тех пор основные тенденции базируются на изменении отношения заказчика к ИСУП - решающим фактором при выборе системы становится качество (раньше превалировали цена или известность торговой марки). А оно определяется возможностью с помощью данной системы решать конкретные задачи бизнеса. Но поскольку менеджеры не всегда могут четко определить эти задачи, ИСУП остается для них "котом в мешке". Недаром до сего времени, по оценке президента корпорации "АйТи" Тагира Яппарова, успешно завершалось не более 30% проектов по автоматизации.

Что касается разработчиков, то проблема качества ИСУП их беспокоит тем больше, чем очевиднее угроза конкуренции со стороны западных производителей ПО с их огромным потенциалом для захвата растущего российского рынка. Чтобы быть на плаву, фирмы-программисты должны переходить на "поточное" производство.

Инструментом для решения этих специфических проблем пользователей и разработчиков ИСУП являются схожие по идеологии программные средства: системы класса business process modeling (BPM) и класса computer aided software engineering (CASE). В ближайшее время они, видимо, станут хитом рынка.

Не мытьем так АРИСом

Программа ARIS, относящаяся к классу BPM, появилась в России два года назад, однако до января было продано всего несколько лицензий. В этом году ситуация в корне изменилась: за первые шесть месяцев проданы 102 лицензии, прогноз на второе полугодие - 150 (см. график). По данным дистрибутора компании "Весть-МетаТехнология", уже появился рынок несертифицированных копий.

По сути эта программа является предварительной или переходной ступенью к внедрению ИСУП. Она позволяет руководству предприятия определить "узкие" места бизнеса и выяснить, как их следует оптимизировать: ускорить ли выполнение определенных процессов, расширить или сузить круг обязанностей отделов, возможно, просто "вычистить" дублирующие или противоречивые функции. В идеале с помощью ARIS можно перейти на процессно-ориентированную структуру бизнеса. "Основное достоинство этой программы - возможность построения полной, самосогласованной, поддерживаемой и развиваемой методологии моделирования бизнес-процессов", - считает Евгений Гельфанд, начальник системно-аналитического отдела компании IBS. В любом случае применение ARIS позволит сделать две полезные вещи. Во-первых, составить грамотное техническое задание для разработчиков или внедренцев ИСУП. Во-вторых, программа может послужить буфером для увязки уже имеющихся у предприятия информационных систем, а такое "лоскутное одеяло" часто встречается, особенно в крупных компаниях.

По данным дистрибутора, в России ARIS часто используется для разных целей в рамках одного и того же проекта. Например, в Альфа-банке решается двуединая задача: подготовиться к внедрению западной информационной системы, а кроме того - интегрировать с ней существующие "домашние" разработки. По словам руководителя проекта Александра Романовского, на сегодняшний день уже создана архитектура будущей корпоративной системы. Для этого описан документооборот, организация и движение потоков данных, их возможное развитие, формализованы бизнес-процессы.

По мнению Михаила Ферапонтова, генерального директора "Весть-МетаТехнологии", сейчас в ARIS нуждается около 15% "живых", то есть относительно успешных, предприятий. Через год цифра увеличится до 40%. В первую очередь за счет отраслей, которые по определению ориентированы на процессную модель бизнеса, - это машиностроение, автомобилестроение, топливно-энергетический комплекс, банковские услуги, торговля, транспорт и связь.

В то же время успех ARIS должен вызвать интерес к аналогичным продуктам. На рынке уже присутствует, хотя и меньше известна, программа BPWin (разработчик Computer Assosiates, дистрибутор компания "Интерфейс"). Кроме того, частичную конкуренцию ARIS могут составить программы, предназначенные для разработчиков ИСУП. В данном случае речь идет о пересекающихся, хотя и не покрывающих друг друга сегментах рынка.

Автоматизация автоматизаторов

Спрос на специализированные программы для разработчиков (CASE-системы) тоже растет. По данным McKinsey & Company, производительность труда российских разработчиков в области проектных услуг (внедрения корпоративной системы управления или ее индивидуальной разработки) составляет 13% от уровня США. Поэтому им нужны средства, позволяющие оптимизировать бизнес - начиная от получения заказа (формирования требований клиента) и заканчивая управлением проектом.

В связи с ростом спроса компания Rational Software, один из производителей CASE-систем, недавно реструктурировала сбыт на рынке России и СНГ - несколько мелких дистрибуторов заменила на одного крупного, имеющего собственную торговую сеть. Кроме программы Rational Rose (разработчик Rational Software, дистрибутор "АйТи") на российском рынке популярна система Oracle Designer от Oracle (дистрибутор "Форс").

Специалисты призывают отличать программы семейства CASE, основная задача которых - анализ собственно информационных технологий и процесса разработки ИСУП, от семейства BPM (типа ARIS), которые ориентированы прежде всего на анализ деятельности клиента. И все же, хотя прямой конкуренции между BPM и CASE-системами нет, их сферы влияния пересекаются. "Если представить цепочку заказчик-разработка-готовый продукт, то ARIS специализируется на первом этапе, Rational Rose - на первом и втором, а Oracle Designer охватывает полный цикл разработки, - поясняет Алексей Ильвовский, руководитель проекта сервис-центра компании 'Форс'. - Понятно, что чем уже программа, тем она более детализирована, и наоборот. Покупателю следует ориентироваться исключительно на свои потребности".

Так, кроме фирм - разработчиков ИСУП, потенциальной группой покупателей CASE-систем являются службы АСУ крупных корпораций, которым обычно приходится регламентировать процесс заказа, тестировать и сопровождать системы, а иногда и самим их разрабатывать.