Среди множества книг и пособий, посвященных бирже или навыкам работы на фондовом рынке, написанные доступным и понятным языком встречаются крайне редко. Как правило, на прилавках попадается специальная литература и словари биржевых терминов или монографии об отдельных биржевых инструментах. Внятные опусы, которые могли бы толково объяснить непрофессионалу, что и как устроено на бирже, можно пересчитать по пальцам. Одна из таких книг - русское издание "Воспоминаний биржевого спекулянта" известного американского журналиста Эдвина Лефевра, впервые опубликованных в Соединенных Штатах в 1923 году. Фактически это трудовая биография знаменитого биржевого спекулянта начала XX века Джесси Ливермора, написанная автором после серии интервью с ним. В ней нет ни одной иллюстрации, графика или формулы, и читается она, как приключенческая повесть.
Ливермор не задается целью научить беспроигрышной игре, он показывает, какие ошибки допустил и чем это обернулось для него, прежде чем он накопил достаточно опыта, чтобы их не повторять. Дабы отвадить читателя от попыток найти между строк рецепты биржевого успеха, уже в начале книги выдвигается тезис о том, что по книгам научиться работать с ценными бумагами нельзя. "Чтобы научиться, чего не надо делать, лучше всего - потерять все, что имеешь. А когда знаешь, чего не надо делать, чтобы не терять деньги, начинаешь учиться тому, что надо делать, чтобы выигрывать. Тот, кто это понял, уже начал учиться," - говорит Ливермор.
Рассказывая о первых годах игры на бирже, Ливермор попутно описывает типичные заблуждения недальновидных обывателей, жаждущих получить деньги, не задумываясь, почему те или иные акции растут в цене или, наоборот, активно распродаются. Именно обыватели грешат самонадеянностью и верят в полумифические "рынки быков" и "медведей", которые якобы и повинны в их потерях от игры на бирже. Как раз для них Ливермор приводит примеры манипулирования рынком. Он рассказывает о практике организации "утечек" информации, о положении дел в компании и о том, как в результате сговора брокера с игроками фальсифицируют аналитические отчеты, давая завышенную оценку акций.
Профессиональных участников рынка - трейдеров и аналитиков - должен заинтересовать раздел книги, где описаны самые успешные и самые провальные сделки Ливермора. Главная рекомендация профессионалам - полагаться только на себя и не следовать чужим советам, даже если их дают очень авторитетные биржевики. "Знание - это сила, а сила не должна бояться лжи, даже если она приходит на ленте биржевого телеграфа", - делится опытом знаменитый спекулянт. Впрочем, в начале карьеры самонадеянно полагаться на интуицию не стоит. Тем же, кто несколько лет подряд следит за рынком и четко знает, какие бумаги сколько стоят, Ливермор, напротив, советует прислушиваться к внутреннему голосу, ведь подсознание воспроизводит опыт. Он рассказывает, как, отдыхая в Атлантик-Сити, "по наитию" продал пять тысяч акций Тихоокеанской железной дороги, когда цена на них шла вверх. Друзья подняли его на смех, однако через несколько дней акции упали - сильное землетрясение разрушило дорогу и поставило контору на грань банкротства.
В то же время, впервые играя на рынке хлопка и скупив 140 тысяч кип, Ливермор не оказался в убытке лишь по счастливой случайности. Казалось, рынок был не готов купить столько хлопка, и наш биржевик уже готовился подсчитывать потери. Однако газетная заметка, где говорилось о скупке, "разогрела" рынок, и хлопок купили. Ссылаясь на этот опыт, Лефевр пишет: "Неважно, насколько опытен биржевик. Он всегда может проиграть, поскольку никакая спекуляция не может быть на сто процентов гарантирована". Биржа свободна, но не потому что каждый может влиять на нее в равной степени или обман невозможен, а потому что от проигрыша не застрахован ни один игрок.
Для российского читателя книга более чем актуальна: американская Уолл-стрит первой четверти XX века ничем принципиально не отличается от современных российских торговых площадок. Ведущие российские трейдеры знают друг друга, как весь Нью-Йорк знал когда-то под кличкой "Юный Хват" самого Ливермора, да и торгуемых бумаг не многим больше, чем на американской бирже начала века.
Кроме того, российский фондовый рынок сегодня ожидает прихода частных инвесторов и начала активных торгов через Интернет. Любой сможет играть на бирже - как во времена Ливермора, когда для того чтобы начать торговать, достаточно было освоить чтение телеграфной ленты. Прочитать эту книгу в первую очередь следует именно новичкам, ведь профессионалами не рождаются, а становятся. Тем более что сам Ливермор университетов не кончал, а начинал как помощник в брокерской конторе, выписывавший мелом на доске котировки.