Методика составления рейтинга (меморандум о понимании к заключению PricewaterhouseCoopers)

2 октября 2000, 00:00

Основные принципы. В качестве главных критериев составления рейтинга "Эксперт-200" приняты два показателя - объем реализации продукции в 1999 году (, именно он подразумевается под рейтингом "Эксперт-200", если не оговорено иное) и рыночная стоимость (капитализация) компании на 1 сентября 2000 года. Для более полной картины в таблицах приведены и другие характеристики - реализация в 1998 году, прибыль, число занятых, параметры рынка акций и др.

Замечания к рейтингу по реализации (). В рейтинг по реализации были включены исключительно промышленные предприятия. Причем в отличие от прошлого года рассматривались и компании со стопроцентным иностранным участием. В силу специфики торговли, связи, транспорта и банков авторы рейтинга не сочли возможным сопоставлять компании, занимающиеся этим бизнесом, с промышленными компаниями. Кроме того, по непромышленным фирмам зачастую гораздо хуже обстоит дело с информацией.

В тех случаях, когда в списке оказывались холдинги, их дочерние компании в список уже не включались - дабы избежать двойного счета. Однако масштаб РАО "ЕЭС России" и нефтяных компаний столь велик, что многие дочерние структуры вполне могли бы претендовать на высокие места в рейтинге. Поэтому для полноты информации отдельно приведены списки крупнейших предприятий электроэнергетики и нефтяной отрасли. Наконец, отдельно рассмотрены также предприятия связи - эта отрасль по праву считается одной из приоритетных в мировой экономике.

Замечания к рейтингу по капитализации. О рыночной стоимости ценных бумаг имеет смысл говорить только в том случае, если ими торгуют. Основное изменение методики по сравнению с 1999 годом заключается в том, что для рейтинга использовались не индикативные котировки, а только цены сделок и котировки, обязательные к исполнению. Эмитент рассматривался в качестве кандидата на включение в рейтинг только в том случае, если его акции относились к одной из следующих выделенных рейтинговым агентством "Эксперт РА" категорий ликвидности.

Категория A. Высокая ликвидность. С ценными бумагами регулярно совершаются сделки на российских и/или иностранных биржах.

Категория B. Средняя ликвидность. Сделки с ценными бумагами на российских и/или иностранных биржах совершаются нерегулярно. В течение месяца, предшествующего дате расчета, была заключена хотя бы одна сделка, но общий объем торгов не превысил сумму, эквивалентную 20 тыс. долларов США. К той же категории относятся ценные бумаги, сделок с которыми на день расчета не совершалось, даже если общий объем сделок с ними в течение месяца, предшествующего дате расчета, превышает сумму, эквивалентную 20 тыс. долларов США.

Категория C. Удовлетворительная ликвидность. Ценные бумаги допущены к обращению на одной или нескольких российских и/или иностранных биржах. Сделки в течение месяца, предшествующего дате расчета, не совершались, однако в день расчета имеется биржевая котировка на покупку.

При определении цены акции отдавалось предпочтение торговым площадкам с максимальным торговым оборотом по этой ценной бумаге, а при прочих равных условиях - российским торговым площадкам.

В отличие от списка 1 в списке 2 холдинги и их дочерние структуры рассматривались на равных. Ведь если объем реализации холдинга определяется как суммарная реализация его дочерних структур, то для капитализации это неверно.

Кроме того, в списке 2 представлены предприятия транспорта, связи, сферы услуг, банки и т. д. Это возможно благодаря универсальности критерия - рыночной стоимости предприятий.

Как собиралась информация. Сбор данных о компаниях осуществлялся в три этапа.

Первый - подготовительный. На основе рейтингов прошлых лет, статотчетности за 1998 год, оперативной статотчетности, сообщений СМИ, сведений из регионов был составлен список предприятий - потенциальных участников рейтинга. После предварительного отбора в нем было оставлено около 500 компаний.

На втором этапе был проведен опрос компаний - кандидатов в рейтинг. Запрашивались основные показатели деятельности за 1998-й и 1999 год.

Наконец, на третьем этапе пробелы в собранной информации были восполнены за счет данных Госкомстата, министерств и ведомств, корпоративных сайтов в Интернете, а также данных, собранных аналитиками инвестиционных компаний и СМИ.