На минувшей неделе в Каракасе состоялась встреча глав государств, входящих в ОПЕК. Исторический саммит лидеров ОПЕК (в первый и последний раз подобное событие происходило в Алжире в 1975 году) был запланирован давно и никак не связан с нынешними драматическими событиями на рынке нефти. Организаторы нефтяного форума даже подчеркивали, что руководство стран ОПЕК "попытается максимально обойти вопрос чрезмерно высоких цен на нефть" и сосредоточит свои усилия на выработке стратегии развития картеля в современных условиях. Одновременно верхушка ОПЕК обсудила вопрос укрепления связей с крупными независимыми производителями нефти. Для этих целей в качестве наблюдателей в Венесуэлу были приглашены Россия, Мексика, Норвегия, Ангола и Оман.
Хладнокровная позиция ОПЕК явно не устраивает основных потребителей нефти - США и Западную Европу, которые пытаются усмирить нефтяную бурю собственными силами. Вашингтон принял решение о реализации 30 млн баррелей нефти из стратегических резервов страны. Подобная тактика уже привела к значительному падению цен. Так, в Лондоне ноябрьские фьючерсы на нефть смеси Brent подешевели на 12% (до 30 долларов за баррель). По всей видимости, в ближайшее время примеру американцев могут последовать и страны Евросоюза, представители которых всерьез обсуждали эту проблему в прошлую пятницу в Брюсселе.
На фоне нефтяной паники удивительным островком спокойствия остается Япония, для которой высокие цены на нефть отчасти являются благом. Дорогая нефть может избавить Токио от дестабилизирующего влияния гигантского торгового профицита. В августе положительное сальдо торговли сократилось на 12% (по сравнению с аналогичным показателем 1998 года) вследствие роста стоимостных объемов японского импорта нефти на 42%. Для страны, в которой серьезной проблемой является не инфляция, как в США или Европе, а дефляция, небольшой рост потребительских цен, спровоцированный подорожанием нефти, также носит положительный характер. Отметим, что Японии удалось диверсифицировать энергетический рынок. В настоящее время на газ и атомную энергию приходятся 50% всех энергетических нужд страны, тогда как в начале 70-х годов их доля составляла лишь 25%.