Рынок не резиновый

Рынки
Москва, 02.10.2000
«Эксперт» №37 (249)
На рынке автопокрышек скоро станет тесно. Завоевать его сумеют те компании, которые в ближайшее время найдут инвестора и "оседлают" розницу

Производители автомобильных шин готовятся к войне. Они уже сгруппировались, разработали стратегию и намерены затратить на ее реализацию немалые деньги.

Острота ситуации заключается в том, что все жизнеспособные участники рынка хотели бы побороться за самую дорогую нишу - легковых шин "нового поколения" (подробнее об этих шинах см. ниже). К 2005 году, по прогнозам экспертов, автомобильный парк России удвоится, и рынок легковых покрышек составит около 40 млн штук. При этом ниша дорогих шин увеличится с нынешних 6,3 млн штук до 17 млн, что в денежном эквиваленте превысит 500 млн долларов. Тем не менее все желающие на этом рынке не поместятся.

Если суммировать доли "дорогого" рынка, которые участники надеются завоевать или хотя бы сохранить на прежнем уровне, цифра приблизится к 150%. Назовем крупнейших игроков. Как минимум на 15% претендуют заводы, входящие в группу компаний "Сибур", по 20% хотят иметь Bridgestone и Michelin, 30% - Continental и около 40% - крупнейший в России Нижнекамский шинный завод. В этой борьбе проиграют те, кому не хватит инвестиций и кто менее искусен в маркетинге.

Без инвестиций не выжить

Начнем с краткого экскурса в насущные проблемы шинной промышленности. Любое аналитическое исследование, посвященное маркетингу рынка легковых автопокрышек как самого емкого и прибыльного сегмента шинного рынка, начинается с анализа тенденций спроса. Специалисты разных компаний приходят к практически одинаковым выводам. Они сводятся к следующему.

Переход с диаметральных на радиальные шины. Диаметральные и радиальные шины отличаются способом "сборки" шины из частей резины и кордовых нитей. Радиальные шины обладают в целом более высокой долговечностью, повышенным сцеплением с дорогой и пониженным сопротивлением качению, но более сложны и дороги для производства.

Использование в каркасе и брекере шины металлического корда вместо текстильного. Кордовые нити - главная часть шины, ответственная за ее прочность. Переход с "тряпочного" корда на металлический в этом свете вряд ли нуждается в дополнительных пояснениях.

Устойчивый рост потребления шин с внутренним диаметром 14 дюймов (а в чуть более отдаленной перспективе и пятнадцати-семнадцатидюймовых) до 60% от общего объема продаж. Впрочем, это не касается комплектации: например, АвтоВАЗ, похоже, пока не собирается в массовом порядке оснащать свои популярные модели шинами более крупного диаметра.

Спрос движется в сторону иных стандартов рисунка протектора - с асимметричным рисунком. Между прочим, разработка новых рисунков, обеспечивающих большую безопасность, - весьма непростое и дорогое дело.

Увеличение продаж шин с более скоростными характеристиками (типа U и H - до 210 км в час). Сейчас наиболее популярные модели маркируются буквой R, S и T - до 190 км в час.

Теперь посмотрим, как обстоят дела на российских заводах в свете прогнозируемой динамики рыночного спроса. Лучше всего обстоят дела с рисунком протектора: у крупнейших заводов - десятки моделей. Правда, в сравнении с шинами мировых лидеро

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (249) 2 октября 2000
    Эксперт-200
    Содержание:
    Крупнейшие компании: итоги года

    Значительная часть компаний использовала благоприятную мировую конъюнктуру и девальвацию рубля для реструктуризации и наращивания активов

    На улице Правды
    Реклама