На прошлой неделе отряды талибов занимали боевые позиции на границе с Таджикистаном и разворачивали наступление в последней не занятой ими провинции Бадахшан - на родине президента Афганистана Бурхануддина Раббани. И в эти же дни руководство движения "Талибан" развернуло дипломатическое наступление с целью добиться международного признания и получить принадлежащее Афганистану место в ООН. Министр иностранных дел администрации "Талибан" мулла Мутавакиль заявил, что "победы талибов не представляют угрозы соседним центральноазиатским государствам; они не должны опасаться того, что мы можем вмешаться в их внутренние дела. С приближением войск талибов к границе с Таджикистаном в регионе установятся мир и безопасность". Он предложил начать диалог с западными странами во главе с США по таким проблемам, как наркотики, права человека и присутствие на афганской территории лиц, подозреваемых в причастности к терроризму.
Не помогло - Совет безопасности ООН, после специального заседания по анализу ситуации в Афганистане, предупредил "Талибан", что в случае невыдачи Бен Ладена Кабулу грозит ужесточение санкций. Члены СБ выразили озабоченность "разрастанием афганского конфликта за границы страны" и призвали воюющие стороны, и "в особенности 'Талибан'", воздержаться от продолжения боев, поскольку "никакие победы на полях сражений не положат конца афганскому конфликту". В своем заявлении Совет безопасности отметил, что "продолжающееся игнорирование 'Талибаном' требований соответствующих резолюций Совета совершенно неприемлемо".
Как и следовало ожидать, "игнорирующая" позиция талибов после новой серии их побед не смягчилась. Мулла Мутавакиль вновь направил письмо Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, в котором указал, что это заявление Совета безопасности инспирировано непосредственно Вашингтоном и Москвой, намекнув на религиозные мотивы. "Если Америка и ООН думают, что Исламский Эмират (Афганистан) склонится к их иррациональному бряцанию оружием и экономическому давлению, то они ошибаются", - говорится в письме. "Осама живет в Афганистане как гость, которому никогда не дозволялось использовать афганскую почву против других".
Глава правоверных
Обычный ответ Кабула на требования Вашингтона об экстрадиции Бен Ладена заключается в требовании доказательств участия последнего в терактах. Это, конечно, отговорка. Свою позицию духовный лидер "Талибана" мулла Мохаммед Омар изложил в интервью для афганской прессы три месяца назад. Там он сказал, что экстрадиция Осамы Бен Ладена, помогавшего им в джихаде против "шурави" (советских войск), равносильна отказу от одного из "столпов веры". Понятно, что при таком трепетном отношении к Осаме со стороны лидера "Талибана" Кабул его так просто не сдаст. Можно привести и совсем недавний пример - 22 сентября кувейтское телевидение показало видеопленку, где Бен Ладен в окружении других моджахедов поклялся любой ценой освободить еще одного участника джихада против американцев, шейха Омара Абдель-Рахмана. Арабские газеты сообщили, что это собрание имело место в Афганистане, но дату не назвали.
Поведение талибов легче объяснить, если просто присмотреться к названию их государства или титулу его правителя. Три года назад муллы Кандагара собрались и формально низвергли Исламскую Республику Афганистан, заменив ее Исламским Эмиратом. Где не предусмотрено ни конституции, ни парламента, ни выборного главы государства или хотя бы на худой конец монарха. А есть только никому не известный одноглазый кандагарский мулла, которому шесть лет назад приснился пророческий сон, и он, созвав своих учеников, послал их на штурм Кабула. И ни один из западных журналистов, не говоря уже о главах государств ООН, его лица до сих пор не видел. Даже на фотографии - мулла наотрез отказывается сниматься сам, а всем своим подданным запретил смотреть любые фотографии и фильмы. К тому же мулла Омар из Кандагара никуда не выезжал, не считая Пакистана в 1994 году. И ни в одном столичном городе, даже Кабуле, ни разу за свои сорок лет не побывал. Хотя после взятия афганской столицы талибами он все же один раз туда приехал.
Это произошло, когда его последователи присвоили ему звание амир аль-муминин - "глава правоверных", что служит полным титулом высшего руководителя мусульманского сообщества, который, по идее, должен править халифатом - единой мусульманской империей. Включая, например, потенциальный чеченский эмират на Кавказе и ферганский в Средней Азии. Другими словами, талибы мечтают о новой мусульманской империи. И одного этого достаточно, чтобы понять, для чего мулле Омару нужен финансирующий узбекских моджахедов Осама Бен Ладен. И наоборот.
Каримов лавирует
Двадцать второго сентября неожиданно рухнул единый фронт Москвы и Ташкента. В этот день Ислам Каримов приехал в Ашхабад, чтобы в очередной раз попробовать убедить Туркменбаши, что существует реальная угроза дальнейшей экспансии отрядов талибов на север. Однако получилось все наоборот: Туркменбаши переубедил узбекского президента. Да так радикально, что Ислам Каримов прямо на аэродроме резко осудил планы Москвы по созданию сил быстрого реагирования в регионе. А также высмеял крик о помощи со стороны Бурхануддина Раббани. Смену своих позиций узбекский президент объяснил тем, что на Западе якобы прорабатываются новые подходы к афганскому конфликту.
Возможно, так и есть - победы талибов не могут пройти бесследно, и усиление роли Пакистана в регионе, чьим "младшим союзником" выступает сейчас Туркменбаши, становится очевидным, если учесть неожиданный визит в Исламабад советника российского президента Сергея Ястржембского.
Правительство "Талибана" уже признало Республику Ичкерия независимым государством, и это делает вероятность признания Москвой правительства талибов, независимо от прочих условий, близкой к нулю. И, видимо, именно поэтому Ислам Каримов решил в очередной раз дистанцироваться от России. Однако вполне допустимо, что ему еще придется об этом пожалеть - "цивилизационная несовместимость" талибов с Западом может оказаться сильнее любой логики.