Тактический союз

Ольга Власова
9 октября 2000, 00:00

Россия и Норвегия обсуждают газовый ОПЕК

Итоги переговоров Михаила Касьянова с премьер-министром Норвегии Йенсом Столтенбергом, прошедших на прошлой неделе в Осло, озадачили многих аналитиков. Сложнее всего оказалось понять, кем являются сегодня Россия и Норвегия - непримиримыми соперниками, конкурирующими за шельф Баренцева моря и рынков сбыта газа в Европе, или все же союзниками, у которых общие проблемы нефтегазовых производителей, столкнувшихся с либерализацией европейского газового рынка.

Михаил Касьянов выглядел очень удовлетворенным результатами визита, хотя ему и не удалось достичь никаких принципиальных решений по самому болезненному вопросу двусторонних отношений - разделу шельфа. Возможно, потому, что прогресс был достигнут по другой ключевой проблеме - выработке совместной ценовой и экспортной политики на европейском газовом рынке.

Конкуренты и партнеры

Россия и Норвегия - два основных жестко конкурирующих поставщика газа на европейский рынок. В Германии, например, поставщиком номер один является Россия (35% импорта), а во Франции, наоборот, первое место принадлежит Норвегии (31%). В последние годы особенно ожесточенная борьба идет за восточноевропейские рынки - польский и чешский. Подключиться к норвежскому газу хотели бы и страны Балтии. К этому можно добавить попытки Норвегии отобрать у России часть ее континентального шельфа в Баренцевом море, где сосредоточены крупные нефтегазовые месторождения. Тем не менее в Осло российский премьер-министр неожиданно заявил, что Норвегия и Россия являются "конкурентами в краткосрочной перспективе, но партнерами в глобальном понимании проблемы сохранения стабильности европейского рынка газа". Его норвежский коллега не только не возражал, более того, согласился координировать с Россией политику в этой сфере. Действительно, текущая ситуация подталкивает соперников к союзу, временному, для решения конкретных проблем.

Во-первых, прежняя конкуренция на западноевропейском рынке теряет свою актуальность. Дело в том, что крупные страны-потребители, заключая контракты на поставку газа, стараются диверсифицировать источники и не получать в среднем более трети всех поставок из каждой страны. Жан Абитбуль, вице-президент компании Gaz de France, оценивая конкурентные перспективы российского "Газпрома" и Норвегии на западноевропейском рынке, сказал "Эксперту": "Формируя пакет поставок импортируемого газа, мы руководствуемся идеей диверсификации, чтобы не попадать в полную зависимость от какого-то одного поставщика, поэтому доли российского и норвежского газа будут взаимопропорциональны".

Что касается Восточной Европы, то ставки там относительно невысоки - норвежцы могут отвоевать у "Газпрома" 100-200 млн долларов в год. Однако эти "приобретения" несравнимы с потерями, которые Норвегия может понести вследствие продолжения жесткой конкуренции с "Газпромом" на либерализирующемся европейском газовом рынке. Падение цены газа на 30%, как планирует ЕС, будет стоить норвежцам 1,3 млрд долларов ежегодно. Это понимают и в Осло, и в Москве. Глава "Газпрома" Рем Вяхирев уже неоднократно высказывался за необходимость создать нечто вроде "газового ОПЕК", который будет защищать права стран-производителей и регулировать цены на поставляемый газ. "Газпром" даже предпринял первые шаги в этом направлении, когда в начале 2000 года Виктор Черномырдин, тогда еще председатель совета директоров концерна, конфиденциально обсудил эти планы сначала с Норвегией, а потом с Алжиром. Сейчас, похоже, норвежцы уже готовы вести более предметные переговоры на этот счет.

Европейская карта

К альянсу с "Газпромом" Норвегию подталкивает и недавнее сообщение о том, что в конце сентября Евросоюз, замученный высокими нефтяными ценами на мировом рынке, предложил России обсудить перспективы резкого увеличения экспорта энергоносителей на ближайшие двадцать лет. Газа, в частности, европейцы хотят примерно в два раза больше. Возможно, именно таким образом ЕС намерен застраховать себя от возможных нефтяных кризисов. При этом Евросоюз готов частично финансировать строительство трубопроводов и развивать в России энергосберегающие технологии.

Норвежцев, естественно, очень интересует позиция России на этот счет. По всей видимости, Касьянов поспешил успокоить Осло и сообщить, что РФ не будет совершать необдуманных шагов. Не в интересах "Газпрома" выбрасывать на рынок дополнительные объемы и сбивать цены, даже являясь "эксклюзивным газовым партнером ЕС". А для газовых экспортеров гораздо выгоднее действовать единым фронтом, чем выступать поодиночке и заключать сепаратные соглашения с Евросоюзом. "Мы не склонны радикально менять существующую структуру рынка", - резюмировал российский премьер.

Таким образом, в ходе поездки в Норвегию Россия сделала еще один шаг к созданию газового картеля. И говоря о "сохранении баланса между покупателями и поставщиками газа", Касьянов и Столтенберг, по всей видимости, имели в виду "справедливые цены", которых на протяжении последнего года требует от западных потребителей "Газпром".