Искусство не роскошь, а средство коммуникации

Арт Форум Берлин рвется в лидеры художественного рынка

С определенными победами возвратились российские галеристы с Пятого берлинского форума современного искусства. В Европе поменялись культурные границы: некогда провинциальный Берлин теперь оспаривает у Кельна роль художественного центра, открытого как в сторону Запада, так и в сторону Востока.

Маркетинг новой столицы

Без особого энтузиазма восприняли правительственные чиновники и их родственники перенос столицы из Бонна в Берлин. В соответствии с известным высказыванием Аденауэра о том, что Азия начинается к востоку от Эльбы, Берлин, с его изолированной локальной культурой, воспринимался "гражданами глобального мира" как страшная провинция, где дикие восточные националисты ведут кулачные бои и ничего не знают про экологию и ресайклинг. Когда Кельн, стоящий рядом с Бонном, уже давно был международной столицей современного искусства, в Берлине по обе стороны стены художники занимались отжившей свой век живописью.

После объединения Германии дело стало меняться. Приток художников со всего мира, привлеченных не столько наличием в Берлине двух академий искусств, сколько огромным количеством пустующих зданий, которые можно было занимать под клубы (часто не платя ни за аренду, ни налогов на продажу напитков), мастерские, репетиционные для музыкантов и театральных трупп, создал неплохие условия для расцвета альтернативной культуры. Правительство города стало предоставлять неформальным объединениям бесплатные помещения, поддерживало частные инициативы. "Парад любви", который вначале был шествием менее чем ста человек, за десять лет превратился в мега-рэйв с миллионом участников и обеспечил Берлину имидж столицы молодежной культуры. Другими инициативами стали Берлинская биеннале (испытывающая, впрочем, финансовые проблемы) и ярмарка Арт Форум Берлин, сделавшая за пять лет существования впечатляющий рывок.

Публичная стирка белья

Арт Форум в Берлине был создан в 1996 году группой кельнских галеристов, не поладивших с организаторами кельнской ярмарки. Ныне берлинские галеристы не хотят более оставаться на втором плане и высказали желание взять организацию Арт Форума в свои руки. Они аргументируют это тем, что господа из Кельна заняты не столько судьбами берлинского искусства, сколько выяснением отношений со своими кельнскими коллегами. Подобные конфликты - косвенное свидетельство того, что, несмотря на очень относительные коммерческие результаты пятилетнего Арт Форума, ему удалось стать второй по значению ярмаркой в Германии.

Одно из последствий конкуренции между ярмарками - расширение параллельных или сопутствующих программ: подобно тому как на Арт Колонь появился "Скульптурный проект", а на ярмарке в Базеле - проект Arts Unlimited, на берлинском Арт Форуме в этом году возникли art forum berlin talk, с дискуссиями на актуальные для искусства темы, и collectors` program с докладами собирателей искусства из разных стран.

При поддержке главного спонсора ярмарки - Берлинского банковского общества (Bankgesellschaft Berlin) - на нынешний Арт Форум были приглашены 100 известных коллекционеров и обеспечена соответствующая программа: приемы, экскурсии, ужины. В этом году Банковское общество сделало следующий шаг в поддержке коллекционеров: его дочернее предприятие - Allbank из Ганновера - на ярмарке предоставляет выгодный кредит для закупок произведений искусства: от 1000 до 100 000 марок под 7,9 процента годовых.

Многие институции и частные инициативы города тоже постарались внести свою лепту в образ Берлина как центра нового искусства. По предложению городского правительства Фонд немецкой лотереи (die Stiftung Deutsche Klassenlotterie Berlin) в этом году снова выделил городским музеям 100 000 марок для закупок произведений искусства. Для Берлинского графического кабинета на стенде галереи Jensen (Копенгаген) была приобретена абстрактная монотипия на бумаге (225х125 см) знаменитого датского художника Пера Киркеби. Для музея современного искусства Hamburger Bahnhof в американской галерее Gagosian за 25 000 долларов куплена крупноформатная фотография (263x158 см) нью-йоркской художницы Ванессы Бикрофт.

В этом же музее открыта выставка "После стены" (After The Wall) - это работы более чем ста художников из Восточной Европы. На открытии выступил Олег Кулик с перформансом "Кулики", ставшим поворотным пунктом на его трудном "зоофреническом" пути: до сих пор он двигался в направлении от человека к животному, а теперь пытается повернуть назад.

На одной из площадей Берлина художники Виктор Кегли и Феломено Фуско выставили 104 стиральных машины, предложив немцам публично постирать нижнее белье в канун 10-летия падения стены. Акция была воспринята практичными горожанами как возможность превратить скучную гигиеническую процедуру в бесплатное круглосуточное развлечение с перформансами и ночными вечеринками под открытым небом.

Качество вместо количества

Таков девиз берлинского Форума. В этом году более чем из 400 желающих, готовых оплатить стенд, жюри отобрало 159 галерей, 60 процентов которых - зарубежные. Много галерей из США, скандинавских стран, Японии. Впервые на Арт Форуме - шесть участников из России. На стендах московских галерей, хорошо известных деятелям интернационального арт-рынка, поменяли владельцев работы художников Реми Марковича из Берлина ("Айдан-галерея"), харьковчанина Сергея Браткова и москвичей Олега Кулика (галерея "Риджина"), Юрия Аввакумова и Татьяны Либерман (галерея XL). Большое внимание привлекли новые фигуранты международного арт-бизнеса - галерея из Владивостока "Арка", нашедшая покупателей на работы художников своего города Светланы Маковецкой и Михаила Павина, и галерея "Врублевская" из Москвы.

"Добуддистские" перформансы Святослава Пономарева на стенде Елены Врублевской привлекли внимание не только покупателей его работ и камер четырех телекомпаний, но и организаторов Мадридской и Страсбургской ярмарок, пригласивших галерею принять в них участие. Приносят свои плоды многолетние контакты московских и германских деятелей арт-бизнеса. Галерея Кристиана Нагеля (Кельн) репрезентовала себя в каталоге берлинской ярмарки не работой любимого художника, но фотографией своего стенда на ярмарке Арт-Москва (май, 2000) в Центральном доме художника, считая факт участия в ней определенным достижением.

Коммерция как предмет искусства

Часто успех ярмарки оценивают исключительно по коммерческим результатам, что не совсем верно. Раньше деление на коммерческое пространство и пространство "чистого искусства" казалось достаточно ясным, а художник, чья работа попадала в коллекцию музея, считал себя приобщенным к вечности. Сегодня мы наблюдаем, как музеи, лишаясь материальной поддержки государства, продают произведения из своих коллекций или (подобно Stedelijk Museum Amsterdam) сдают свои помещения под офисы.

Художники Пламен Деянов и Светлана Хеген (Вена), иллюстрируя изменения в статусе некоммерческих выставочных пространств, "цинично" заключили контракт с фирмой BMW, предоставив последней то место, которое институции и музеи выделили этим художникам для выставок. Некоторые кураторы отказались связывать свое имя с этими мастерами, обнаружив на своей выставке новейшую модель автомобиля и девушку в английском костюме, распространяющую буклеты производителя. Художники между тем получили по новому BMW-кабриолету, что устранило сомнения в их творческой состоятельности. Музеи и крупные выставки, такие, как Венецианская биеннале или кассельская "Документа", претендовали когда-то на роль экспертов, способных определить ценность произведения вне зависимости от рыночных цен. Но когда один художник вывесил имена всех участников Венецианской биеннале за 100 лет, оказалось, что 90 процентов имен никому ничего не говорят. Это означало не более и не менее как крах высших экспертных инстанций.

Имя художника или галереи на рынке искусства - бренд-нэйм. В этом смысле любая (ре)презентация - в форме выставки в музее или галерее, перформанса, акции, видео, газетной статьи, телерепортажа, на странице в Интернете или на стенде ярмарки - имеет целью не только непосредственную продажу, катарсис, объяснение в любви человечеству и/или критику последнего etc. Она может и должна обсуждаться в терминах PR.

В таком контексте легко понять галеристов, которые экспонируют на ярмарке не предназначенные для продажи инсталляции. Галерея Sies & Hoeke (Дюссельдорф) получила приз в номинации "молодые галереи" за съедобный стенд из шоколада, марципана и карамели, выставленный художницей Соней Альтхойзер на съедение посетителям.

И все же ярмарка - это место, где основной целью остается приобретение материального произведения искусства. Самым популярным видом остается фотография, есть много видео. Снова - после очередной смерти ("Живопись после смерти живописи" называлась американская выставка, показанная в Москве еще в 1989 году) - на многих стендах появилась новая живопись.

В Берлине "не хватает покупателей, денег и культуры приватного коллекционирования" (так пишет газета Tagesspiegel). Эту лакуну и должен заполнить Арт Форум, сыграв ту роль, которая в конце 60-х в Кельне удалась ярмарке Арт Колонь - ныне одной из самых важных ярмарок в мире.

Галереи, получившие приз за общий стенд: China Art Objects, Los Angeles; Meyer Riegger, Karlsruhe; The Modern Institute, Glasgow