По праву сильного

Экономический анализ
Москва, 16.10.2000
«Эксперт» №39 (251)
Агентство по реструктуризации кредитных организаций дает возможность подшефным банкам решить свои проблемы за счет частных вкладчиков

Банковский кризис - всегда большая беда. Даже в странах с отлаженным законодательством и нормативно оформленными страховыми гарантиями депозитов всегда есть пострадавшие - компании и лица, теряющие определенную часть своих средств. Главная проблема государства, оказавшегося перед лицом банковского кризиса, заключается в том, чтобы, во-первых, по возможности минимизировать потери, а во-вторых, распределить их пропорционально рыночному риску кредиторов банка. Не правда ли, странно считать равнозначными требования, скажем, контрагента банка-банкрота по заведомо рискованной и обеспеченной резервами форвардной сделке и частного вкладчика, доверившего банкроту последние кровные? В рамках же однородных по риску групп требований негоже решать проблемы одних кредиторов за счет других. Если эти базовые принципы нарушаются, возврат доверия к банковской системе - а это ключевой фактор ее посткризисного выздоровления - откладывается на неопределенное время.

Мировое соглашение банка "Российский кредит", разработанное при участии АРКО, создает, к сожалению, прецедент неравного отношения к кредиторам. Договорившись с крупными кредиторами-нерезидентами "Роскреда", агентство в обмен на условие вывода всех зависших бюджетных денег предоставило им возможность вернуть часть своих средств в ущерб частным вкладчикам.

Худой мир

В результате кризиса 1998 года банковская система (без учета Сбербанка) потеряла примерно 46% рублевых и 54% валютных вкладов населения. Специально созданное в прошлом году для санации проблемных банков госагентство "АРКО" должно было за счет бюджетных средств погасить задолженность ряда банков прежде всего перед наиболее социально незащищенной группой вкладчиков. Однако выделенная АРКО сумма в 10 млрд рублей недостаточна для спасения даже одного крупного проблемного банка.

Мировой опыт показывает, что наиболее дешевым методом реструктуризации является ликвидация проблемных банков без выплаты государством какой-либо компенсации владельцам депозитов и кредиторам. Именно этот сценарий был реализован для Инкомбанка и "Менатепа" (подробнее см. "Счастливчики"), главным образом потому, что оставшихся там активов было достаточно для удовлетворения требований вкладчиков и обязательных платежей в бюджет.

Правительство, выделив незначительную по масштабам задач сумму для реструктуризации банковской системы, заставило АРКО выработать собственный сценарий реструктуризации тех крупных проблемных банков, где оставшихся активов может не хватить для расчетов с государством после первоочередных выплат вкладчикам по процедуре обычного банкротства. Летом 1999 года, к моменту начала работы агентства, был принят закон "О реструктуризации кредитных организаций", открывающий принципиальную возможность вытаскивать из безнадежного банка бюджетные деньги за счет физических лиц. Новый закон позволил крупным кредиторам заключать мировое соглашение, в результате чего мнение более мелких кредиторов-вкладчиков может быть полностью проигнорировано.

Несправедливость ситуации с п

Новости партнеров

«Эксперт»
№39 (251) 16 октября 2000
Идеология компаний
Содержание:
Тема недели
Компании
На улице Правды
Реклама