Архитекторы смысла

Тема недели
Москва, 16.10.2000
«Эксперт» №39 (251)
Российские self-made компании нуждаются в идеологии. Она может оказаться их главным ресурсом в конкурентной борьбе

Деидеологизированные организации не в состоянии не только эффективно развиваться, но и долго существовать. Смерть организации идет по цепочке: идеология-психология-социальные отношения-технологический уровень

Сегодня философия российских компаний построена на лидере, но понятно, что в новых условиях управлять компанией авторитарным путем уже невозможно. И сейчас сложно. А будет просто невозможно

Саморазвивающаяся организация - это место, где люди постоянно открывают, что именно они создают реальность, в которой живут и действуют. Здесь же они учатся тому, как изменять эту реальность

Экономика все в большей степени будет управляться системами идей. И в этом смысле деньги будут значить все меньше и меньше, превращаясь в ресурсы все более низких степеней

В середине 80-х годов представители Гарвардской школы бизнеса под руководством Брюса Скотта провели исследование, наиболее сенсационным выводом которого было следующее утверждение: важнейшим фактором снижения конкурентоспособности американской промышленности на мировых рынках является слабая идеологическая работа в американских компаниях. Исследователи рекомендовали заказчикам "в полной мере осознать значение идеологического фактора для экономической эффективности национального хозяйства".

Пока мы занимались тотальной деидеологизацией, деловой Запад все внимательнее приглядывался к идеологии, этому пугающему феномену общественной и хозяйственной жизни, ассоциирующемуся у любого образованного человека с цепочкой главных трагедий проходящего столетия. Во второй половине 90-х рынок экономической и консалтинговой литературы стал пополняться опусами, заголовки которых уже использовали термин "идеология" напрямую, избегая распространенных ранее эвфемизмов вроде "идеалы организации" или "корпоративный дух". А в каком-нибудь учебнике по менеджменту в качестве организаций с образцовым управлением нередко называются такие идеологизированные общественные институты, как церковь, армия или даже мафия.

Напомним, что два года назад озаботился этой темой и наш журнал. Тогда мы, пообщавшись с первыми лицами компаний из самых разных отраслей (от пищевки до хай-тека), обнаружили, что средний российский бизнес относится к слову "идеология" позитивно. Оказалось, что в фирме, как, впрочем, и в любой другой организации, идеология отвечает на главный вопрос: "Зачем мы всем этим занимаемся?", - придавая организационной деятельности смысл. Удалось нам выделить и четыре важные функции идеологии фирмы:

- она определяет цель, к которой всем необходимо стремиться;
- мобилизует персонал;
- задает четкий критерий принадлежности к данному коллективу (принцип разделения "мы-они", или, в более конкретной формулировке из военного лексикона, "свой-чужой");
- формирует систему ценностей, которая, в свою очередь, позволяет выбрать допустимые методы для достижения поставленной цели.


Новое исследование, проведенное уже нынешней осенью, еще больше убедило нас в важности этой темы для российского бизнеса. Большинство предпринимателей, с которы

Новости партнеров

«Эксперт»
№39 (251) 16 октября 2000
Идеология компаний
Содержание:
Тема недели
Компании
На улице Правды
Реклама