У Герцена есть мрачный пассаж такого примерно содержания. Вот мы говорим о просвещенном XIX веке - самообман. Просвещенный век царит на ничтожно мелких островках, вокруг него - гигантские болота какого-нибудь XIV-го, а отойти подальше - так там и просто готтентоты (А. И. Герцен, к несчастью своему, не успел ознакомиться даже с азами политкорректности и потому не знал, что культура африканского племени готтентотов ни чем не хуже его собственной культуры... Попробуем простить ему эту невольную вину!). И Герцен, как почти всегда, был прав.
В прошлую субботу, 7 октября, толпа палестинских демонстрантов разнесла по камешкам могилу патриарха Иосифа в Сихеме (современное арабское название - Наблус) и сожгла манускрипты и прочие древности, внутри нее находившиеся. Когда нечто подобное случалось в дотелевизионную эру, у порядочного человека возникал позыв к горестно-оправдательным рассуждениям: мол, ужас, конечно, варварство - но надо понять и этих людей. До таких крайностей их довели беспросветная нищета и многолетние нестерпимые угнетения... На этот раз, полагаю, немного было голов, в которых зашевелились такие мысли. Акт вандализма совершался под неотступным взглядом телекамер, и каждый из нас видел собственными глазами: "униженными и оскорбленными" там и не пахло. Могилу дружно и весело раскурочивали ломами молодые, здоровые, сытые, неплохо одетые и чрезвычайно довольные собой люди. Да ведь и сам факт, что телекамеры это снимали, а погромщики охотно улыбались в объектив, непреложно свидетельствует, что припадка неконтролируемой агрессии, ярости от отчаяния в Наблусе не было - иначе и камеры бы разнесли вдребезги.
Очевидной ложью являются и другие кисло-сладкие объяснения. Например: ужас, конечно, варварство - но что делать? Такие эксцессы, увы, не редкость в межрелигиозных распрях. Ничего подобного, рознь между мусульманами и иудаистами тут ни при чем. Иосиф (Юсуф) относится у магометан к - очень небольшому! -- числу самых почитаемых пророков, в Коране ему посвящена целая сура. Верховный муфтий России и европейских стран СНГ Талгат Таджуддин резко осудил палестинских экстремистов за разрушение "одной из религиозных святынь мира", указав, что "истинные мусульмане глубоко чтят Иосифа, считая его посланником Бога". И совсем уж убоги ссылки на территориальные или политические проблемы. Вновь процитирую муфтия Таджуддина: "Нерешенность проблемы палестинской государственности ни в коем случае не может быть оправданием для таких действий".
В чем же дело? Да в том, о чем говорил Герцен. Могилу Иосифа осквернили не эксплуатируемые низы, не разъяренные мусульмане, не жаждущие самоопределения палестинцы - ее осквернили готтентоты. Очень характерно, что после волны возмущения во всем мире на следующий же день палестинцы заговорили о том, что "восстановят" могилу. Что они восстановят? Мысль о том, что стоит стащить разбросанные камни обратно в кучку и все станет "как было", вопиет о глухом непонимании таких слов, как "святыня" или "святотатство". Глупо тут и заговаривать что о многовековой, что о современной культуре. С точки зрения культуры (подчеркну: креативной, производительной культуры) этих людей просто не существует. Это агрессивная биомасса.
Я не приму упреков в национализме, расизме и проч. Граница между биомассой и людьми не совпадает с границами на политических, этнических или каких угодно иных картах. В культурнейшей Германии еще не так давно биомасса жгла книги на площадях. У нас самих еще не так давно биомасса громила церкви XII века. Да что там "не так давно" - за несколько часов до погрома в Наблусе у нас в Сергиевом Посаде биомасса сожгла часовню преп. Сергия Радонежского. Она здесь.
Готтентоты были - и притом были большинством - во все времена и во всех странах (Герцен, в частности, писал о Европе), но их нынешняя разновидность заметно отличается от прежних. Отличается на величину телеэкрана. Готтентот былых времен не видел каждый день, как живут более, чем он, цивилизованные люди, нынешний - видит. И совершенно уверен, что должен жить так же. Что для "такой же" жизни нужно именно что цивилизоваться, нужно учиться и работать, он не знает и знать не хочет. Отсюда - нарастание агрессивности. (Явление не новое: моментальная деградация индейских племен после встречи с европейцами была следствием не "огненной воды", а возникновения запросов, которые наличная сумма навыков не позволяла удовлетворить. Кто понял это, попробовал выучиться новым навыкам, ну а остальные...) И беда усугубляется тем, что мы в отличие от американских пионеров не можем и не должны расплачиваться с ними той же монетой.
Господи, как же поносили Киплинга за его стихотворение "Бремя белых"! А ведь грустная постколониальная история многих и многих новых государств заставляет думать, что не так уж он был неправ, призывая цивилизованного человека стиснув зубы делать свое цивилизующее дело, вынося отчаянные взбрыки "полумладенцев и полудьяволов". Впрочем, сэр Редьярд сам подставился, заговорив о бремени белых: повторю, не в расе и не в национальности суть. Нашелся бы поэт сравнимой силы, который призвал бы: несите бремя взрослых! - очень бы было своевременно.