В конце сентября в Мадриде состоялась встреча руководителей четырнадцати ведущих европейских клубов (G-14), на которой официально была утверждена структура новой европейской Суперлиги. По отзывам испанской прессы, чиновники из Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) отреагировали на произошедшее доброжелательно. Однако кажущаяся идиллия во взаимоотношениях G-14 и УЕФА - скорее тонкая дипломатическая игра. За вежливыми улыбками скрывается борьба за контроль над финансовыми потоками в современном футболе.
Хозяева команд G-14 уже не раз пытались нарушить монополию УЕФА на право управлять европейским футболом. Последнее жесткое столкновение было в 1988 году. Тогда в ответ на угрозу G-14 организовать собственную лигу УЕФА пошла на значительные уступки богатым клубам, реформировав еврокубки и увеличив выплаты их участникам. Однако этим решением конфликт был лишь загнан вглубь. И вот двенадцать лет спустя Суперлига создана. Это не только повысит доходы входящих в нее клубов, но и будет на руку медиа-корпорациям, так как даст возможность организовать новые платные футбольные телеканалы. Но и это не все. Начав с соглашений о трансляции матчей, телеканалы подошли к скупке акций конкретных клубов с целью получить контроль над одной из самых высокодоходных сфер мировой индустрии развлечений.
Первопроходец
Своего рода футбольным мичуринцем, впервые совместившим владение клубом и телевизионным каналом, стал итальянский предприниматель Сильвио Берлускони. В 1986 году он приобрел футбольный клуб Milan. Поначалу сделку восприняли как чудачество - в середине 80-х команда приносила одни убытки. Однако уже в первый год владения Берлускони вложил в свой клуб 21 млн долларов.
Эти деньги пошли на покупку новых игроков. Первым приобретением стал Роберто Донадони, на которого тогда кроме Milan рассчитывал и Juventus. Чтобы доказать скептикам, что он понимает не только в бизнесе, но и в футболе, Берлускони демонстративно взвинтил цены и переиграл Juventus в той сделке. Владельцу проигравшей команды, главе концерна FIAT Джованни Аньелли, оставалось только жаловаться журналистам: "Этот Берлускони, он поломал весь наш рынок, он взвинтил все цены". Нарушитель правил знал, что делал: его щедрость привела в Milan лучших футболистов Европы.
Далее Берлускони организовывал по всей Италии фан-клубы Milan, стал продавать через них одежду с символикой команды и распространять еженедельный журнал о команде и игроках. Через сеть фан-клубов поклонники могли заказывать билеты и покупать сезонные абонементы на игры своих любимчиков. Фанаты Milan получили возможность смотреть матчи по платному телевидению. Ведь помимо строительной компании и футбольного клуба Берлускони владеет тремя телеканалами: Telemilan, Italia-1, Italia-4 - и прокатной компанией Medusa.
По миланской системе
Несмотря на поучительный пример владельца Milan, еще десять лет назад основными источниками финансирования европейских клубов были деньги богатых спонсоров и доходы от продажи билетов на матчи. Коренным образом ситуация начала меняться лишь в начале 90-х, когда в Англии по примеру Италии усилиями частных каналов прекратились трансляции футбола по бесплатному государственному телевидению. А в 1992 году новый спутниковый канал Руперта Мердока BSkyB подписал соглашение с представителями команд английской премьер-лиги о передаче эксклюзивных прав на показ игр лиги в течение пяти лет в обмен на 457 млн долларов. Так английский футбол начал превращаться из спорта в высокодоходную индустрию шоу-бизнеса, а телеканал Sky, получивший права на показ матчей премьер-лиги в течение пяти лет, из убыточного предприятия - в преуспевающее. В 1997 году у BSkyB было 6 млн подписчиков, а годовая прибыль составила 560 млн долларов.
Реклама - двигатель футбола
В конце 90-х Мердок перешел к следующей стадии проникновения в футбольный бизнес. Он решил, что пора самому становиться совладельцем футбольных команд (в Великобритании одно лицо может владеть не более чем 20% акций футбольных клубов). Это давало возможность получать громадные прибыли за счет рекламы, которая уже давно стала самым лакомым куском связанной с футболом индустрии.
Скупка акций началась в 1998 году. Всего за два года Мердок приобрел пакеты в Manchester United, Sunderland, Chelsea, Leeds United и Manchester Сity. Клубы, в свою очередь, тоже не прогадали. Новый совладелец за счет глобального охвата зрительской аудитории смог привлечь богатых рекламодателей. Manchester United заключил в этом году соглашение с компанией Vodafone о четырехлетнем спонсорстве на сумму в 46 млн долларов. На прошлой неделе фирма Nike подписала контракт на 15 лет с тем же Manchester United на сумму 450 млн долларов.
Второй результат сезона показал английский Liverpool (он сотрудничает с британской медиа-группой Granada), который продлил соглашение о рекламе с Reebok до 2003 года. Сумма нового контракта - 33 млн долларов.
Успешный опыт подхвачен и другими "футбольными державами" континента. Французский телеканал Canal+ в 1999 году стал спонсором итальянского Juventus, а до этого получил контроль над швейцарским клубом Servette и французским Paris Saint-German. В Испании местные телекомпании Canal Satellite и Via Digital поделили между собой права на показ матчей национального чемпионата на ближайшие 10 лет. Больше всех от продажи прав выиграли клубы Real и Barcelona, каждый из них с 2003-го по 2008 год пополнит свою кассу отчислениями на 400 млн долларов.
Некоторые клубы избрали иную стратегию, открывая собственные телеканалы. Так, в прошлом году марсельский Olympique открыл свой телеканал OMTV.
Причина такого повального увлечения телевидением прозаична. Если 5-10 лет назад основные неспонсорские доходы команды получали за счет реализации сезонных абонементов и продажи атрибутики с клубной символикой, то сегодня наиболее привлекательный бизнес для них - это платное телевидение. Появляются даже трансъевропейские альянсы телекомпаний, связанных с футболом. Два года назад Берлускони предложил образовать альянс Руперту Мердоку и владельцу компании KirshMedia немцу Лео Киршу, которому принадлежат права на трансляцию "Формулы-1" и национального футбольного чемпионата Германии. В итоге Сильвио Берлускони стал владельцем 3,2% акций KirchMedia, а Руперт Мердок приобрел у итальянского партнера 3% акций Mediaset.
Естественно, что для дальнейшего роста доходности от футбольных трансляций необходима изюминка, которая будет привлекать новых подписчиков на платные телеканалы. Один из способов поднять популярность какого-либо вида спорта - создание звездного имиджа участникам действа. Производство футбольных звезд, призванных привлечь богатых рекламодателей, сегодня стало отдельным бизнесом. Команды продают и покупают игроков, словно ценные бумаги.
За ценой не постоим
Рынок игроков можно поделить на три категории. Во-первых, это богатые клубы, которые выступают как в роли продавцов, так и в роли наиболее активных покупателей. В каждой классной команде существует штат тренеров-селекционеров, которые следят за всеми игроками, представляющими интерес. Во-вторых, это первичные поставщики игроков - бедные клубы, продающие свои юные дарования, чтобы выжить. В-третьих, посредники в виде агентов футбольных игроков, улаживающие юридические и финансовые тонкости сделок и напрямую заинтересованные в высоком рейтинге своего клиента.
За последние 5 лет постоянно растущие бюджеты клубов сильно подняли цены на трансфертном рынке. Еще 10 лет назад суммы сделок в размере 20 млн долларов казались предельно возможными, столько стоили лишь суперзвезды. Но, как показал минувший сезон 1999/2000, сегодня эта сумма стала стартовой. Например, президент Lazio Серджио Краньотти заплатил 54 млн долларов за бывшего игрока Parma Эрнана Креспо. Президент мадридского Real отдал за португальца Луиша Фигу на два миллиона больше. Расстаться с новым игроком Real готов не меньше, чем за 168 млн долларов. "То, что происходит сегодня, на мой взгляд, это безумие, вызванное возросшей конкуренцией между ведущими клубами Европы, желанием приобрести игрока или не дать ему играть за конкурентов", - говорит генеральный секретарь Российского футбольного союза (РФС) Владимир Радионов.
Помимо клубной конкуренции цены взвинчивает еще и то обстоятельство, что продажа игроков одного клуба другому обставлена целым рядом юридических тонкостей. В частности, запрещены прямые выплаты командам за футболистов, у которых закончился контракт (при условии, что он гражданин ЕС). Чтобы компенсировать потери клубов и платить посредникам, существуют черные кассы. Таким образом реальные суммы сделок могут быть значительно выше объявленных сумм. Так что контракт стоимостью 100 млн долларов - дело нескольких ближайших лет.
Правильность данного вывода подтверждает новость о предложении Real клубу Juventus продать звезду Зинедина Зидана за 92 млн долларов. Причем Real надеется вернуть свои вложения с прибылью, даже несмотря на то что долги клуба составляют около 250 млн долларов. Real рассчитывает на прибыли от будущих побед в чемпионатах и еврокубках и на заработки от тиражирования идола футбольных фанатов. Например, миланский Inter, купив игрока Роналдо, первым делом выпустил футболки с его изображением. Просто за счет хорошей игры и побед такого игрока окупить проблематично. Тот же Real за победу в Лиге чемпионов получил в прошлом году от УЕФА только 37,78 млн долларов, чего пока не хватит даже на поддержание клубной инфраструктуры, не говоря уже о покупке новых футболистов.
Транснациональный футбол
Стремясь "выжать" из футбольных состязаний максимальную финансовую отдачу, альянс трех (Мердок, Берлускони, Кирш) фактически предложил создать монополию по производству и продаже зрелищного "качественного футбола". Это проект новой футбольной Суперлиги, в которой должны играть только лучшие команды континента. Недавно с точно таким же предложением выступила и испанская телекоммуникационная компания Telefonica. Главный смысл затеи - запустить новый звездный чемпионат, который будут показывать по новому платному телеканалу.
Новая лига планируется как соревнование только элитных команд Европы. Тонкость проекта в том, что состав участников должен оставаться неизменным. "Есть так называемая группа G-14. В принципе это будет некое подобие американских НХЛ и НБА - закрытый клуб лучших команд", - уверен Владимир Радионов. Создание лиги автоматически поделит все европейские клубы на "первосортные" и "второсортные".
Уделом последних станет подготовка резервов для элиты и, наверное, организация своего утешительного турнира. От этого, в свою очередь, пострадают национальные первенства, на которые сил у команд уже не останется. Согласно проекту Суперлиги, ее участники должны играть два раза в неделю. Тренеры ведущих клубов уже сейчас заявляют, что они будут вынуждены готовить два разных состава. Основной для Суперлиги и резервный - для национального чемпионата.
Такой подход вызывает резкое неприятие местных футбольных федераций, которым нет места в новой лиге. Тем более что их теснят и в уже действующих чемпионатах. Глава Международной федерации футбола (ФИФА) Зепп Блаттер заявил о намерении проводить чемпионат мира раз в два года, тогда как сегодня первенство проводится раз в четыре. Формальных поводов для таких перемен немало. Например, при нынешней системе ротации, после того как в 2006 году Германия проведет ЧМ у себя, в следующий раз он пройдет в Европе через 24 года. Но главная причина - увеличение частоты проведения ЧМ прибавит поступлений в кассу ФИФА, оборот которой сегодня находится на уровне ведущих корпораций мира. Однако изменение сроков чемпионата приведет к необходимости сокращать национальные первенства.
До недавнего времени УЕФА удавалось сдерживать натиск команд, жаждущих сорвать побольше денег. Но как показывает последняя встреча G-14, бесконечно оттягивать инициативы клубов невозможно. Тем более что помимо Суперлиги футбольные команды вынашивают и другие проекты, порой весьма экзотичные.
Футбольная "Формула"
Еще один способ заработка для футбольных клубов предложил английский фанат "Формулы-1" и футбола Коллин Саливан. Он предложил ведущим европейским клубам организовать собственные автогонки. Руководители 20 ведущих клубов Европы приняли эту идею и за закрытыми дверями договорились организовать собственную "Формулу-1", в которой будут участвовать лучшие игроки национальных чемпионатов ведущих футбольных стран Европы. Первый старт организаторы нового первенства под названием "Премьер-1" планируют дать в апреле 2002 года.
В финансовом успехе предприятия почти никто не сомневается. "Поначалу у меня были сомнения, - заявил в одном интервью Грэм Келли, бывший президент английской Ассоциации футбола, - но потом я понял, что на этом можно заработать. Мы изучили ситуацию - четыре владельца абонементов на футбол из десяти в Англии - большие фанаты 'Формулы-1'. К тому же в разряд фанатов футбола перейдут и некоторые любители гонок. Что же касается финансовой стороны, то клубы за участие в гонках ничего платить не будут. Только доходы от телетрансляций помогут сделать соревнование прибыльными". Келли утверждает, что уже заключены предварительные соглашения о трансляции с известными телекомпаниями, причем упор сделан не на платные, а на бесплатные каналы телевидения.
Так, например, BBC, потерявшая в 1996 году права на трансляции "Формулы-1", уже готова выложить кругленькую сумму за право показа новых гонок. Сами же клубы, которые будут выбираться по результатам выступления в национальном чемпионате за последние 6 лет, за использование товарного знака получат солидную сумму.
Деньги за кадром
В дальнейшем развитии телетрансляций и появлении новых чемпионатов заинтересованы не только телекомпании, но и букмекерские конторы, поскольку, как показывает опыт, чем больше люди смотрят футбол, тем больше ставок собирают букмекеры. "Если что-то показывается по телевидению - это привлекает больше ставок, ведь каждый может поставить и поболеть, - говорит букмекер компании 'Остров сокровищ' Жан Миклау. - Основная деятельность контор связана с футболом - на него приходится порядка восьмидесяти процентов ставок. Чемпионатов море - от ведущих итальянских и испанских до норвежских и швейцарских. Люди готовы ставить на кого угодно, лишь бы можно было денег выиграть и была информация".
Совокупные обороты букмекерских контор сопоставимы с оборотами на трансферном рынке. Известно, например, что ставки на отдельные матчи английской Премьер-лиги в странах Юго-Восточной Азии зачастую достигают 50 млн долларов. Об экономических масштабах этого явления говорит следующий факт. В марте 1999 года парламент Сингапура узаконил тотализатор. Власти ожидают, что доход государства в виде налогов должен составить в этом году 147 млн долларов. Стоит заметить, что население Сингапура - всего 3,7 млн человек.
Финальная игра последнего чемпионата мира Бразилия-Франция стала звездным часом букмекерских контор. По сообщениям информационных агентств, сумма, поставленная игроками в тотализаторе (в том числе и в ЮВА) на победу сборной Бразилии, составила около миллиарда долларов. Проигрыш бразильской сборной принес букмекерам хорошие деньги, а фанатам лишний раз доказал относительность прогнозов.