Гол - продано!

Рынки
Москва, 16.10.2000
«Эксперт» №39 (251)
Медиа-магнаты превратили футбол в шоу-бизнес, а футболистов - в его звезд

В конце сентября в Мадриде состоялась встреча руководителей четырнадцати ведущих европейских клубов (G-14), на которой официально была утверждена структура новой европейской Суперлиги. По отзывам испанской прессы, чиновники из Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) отреагировали на произошедшее доброжелательно. Однако кажущаяся идиллия во взаимоотношениях G-14 и УЕФА - скорее тонкая дипломатическая игра. За вежливыми улыбками скрывается борьба за контроль над финансовыми потоками в современном футболе.

Хозяева команд G-14 уже не раз пытались нарушить монополию УЕФА на право управлять европейским футболом. Последнее жесткое столкновение было в 1988 году. Тогда в ответ на угрозу G-14 организовать собственную лигу УЕФА пошла на значительные уступки богатым клубам, реформировав еврокубки и увеличив выплаты их участникам. Однако этим решением конфликт был лишь загнан вглубь. И вот двенадцать лет спустя Суперлига создана. Это не только повысит доходы входящих в нее клубов, но и будет на руку медиа-корпорациям, так как даст возможность организовать новые платные футбольные телеканалы. Но и это не все. Начав с соглашений о трансляции матчей, телеканалы подошли к скупке акций конкретных клубов с целью получить контроль над одной из самых высокодоходных сфер мировой индустрии развлечений.

Первопроходец

Своего рода футбольным мичуринцем, впервые совместившим владение клубом и телевизионным каналом, стал итальянский предприниматель Сильвио Берлускони. В 1986 году он приобрел футбольный клуб Milan. Поначалу сделку восприняли как чудачество - в середине 80-х команда приносила одни убытки. Однако уже в первый год владения Берлускони вложил в свой клуб 21 млн долларов.

Эти деньги пошли на покупку новых игроков. Первым приобретением стал Роберто Донадони, на которого тогда кроме Milan рассчитывал и Juventus. Чтобы доказать скептикам, что он понимает не только в бизнесе, но и в футболе, Берлускони демонстративно взвинтил цены и переиграл Juventus в той сделке. Владельцу проигравшей команды, главе концерна FIAT Джованни Аньелли, оставалось только жаловаться журналистам: "Этот Берлускони, он поломал весь наш рынок, он взвинтил все цены". Нарушитель правил знал, что делал: его щедрость привела в Milan лучших футболистов Европы.

Далее Берлускони организовывал по всей Италии фан-клубы Milan, стал продавать через них одежду с символикой команды и распространять еженедельный журнал о команде и игроках. Через сеть фан-клубов поклонники могли заказывать билеты и покупать сезонные абонементы на игры своих любимчиков. Фанаты Milan получили возможность смотреть матчи по платному телевидению. Ведь помимо строительной компании и футбольного клуба Берлускони владеет тремя телеканалами: Telemilan, Italia-1, Italia-4 - и прокатной компанией Medusa.

По миланской системе

Несмотря на поучительный пример владельца Milan, еще десять лет назад основными источниками финансирования европейских клубов были деньги богатых спонсоров и доходы от продажи билетов на матчи. Коренным обра

Новости партнеров

«Эксперт»
№39 (251) 16 октября 2000
Идеология компаний
Содержание:
Тема недели
Компании
На улице Правды
Реклама