Бомба для гендиректора

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
16 октября 2000, 00:00

Найдено средство борьбы против всех основных способов увода активов: в чулане с "бабочками" зажегся свет

Если это не сенсация, то я уж и не знаю, что в практике делового оборота стоит так называть. Отныне вся кухня менеджмента - в том числе менеджмента недобросовестного, уводящего из управляемого АО активы на сторону, - доступна взору любого акционера. "Дочки", "внучки", "бабочки" (бизн. жарг. - фирма, регистрируемая для одной - как правило, сомнительной - операции), "бронза" (бизн. жарг. - акции, векселя и прочие "ценные бумаги", не стоящие листка, на котором напечатаны) и все прочие популярные инструменты менеджерского воровства более не являются тайной - и следовательно, не смогут применяться без огромного риска. Желающим продолжить свое нехорошее занятие придется искать новые приемы.

Для наших постоянных читателей, впрочем, это сенсация ожидаемая: ровно полгода назад в статье "Купите кирпич!" ("Эксперт", N16) мы описали затею студентов Высшей школы экономики из мастер-класса Александра Волкова. Ребята, обзаведясь несколькими акциями ряда крупнейших эмитентов ("Газпром", Сбербанк, ЮКОС, "Мосэнерго" и т. п.), взялись с помощью суда добыть всю информацию об их деятельности: протоколы советов директоров и правлений, бухгалтерскую документацию и массу прочей подноготной - с неприятной для менеджмента перспективой судебных разбирательств по любому найденному для них поводу. Юридическая схема, разработанная ребятами, на наш взгляд, безукоризненна и достаточно легка для тиражирования - и мы сочли возможным предречь, что "если студентам удастся их попытка", то "прозрачность публичных компаний будет быстро обеспечена".

Многие тогда сомневались, что такой образцово мелкий акционер сможет добиться от крупнейших эмитентов предоставления глубоко конфиденциальной информации. Но мы оказались правы. Прецедент создан - конструкция, разработанная студентами, выдержала серьезную проверку. С ними судился и проиграл, а потом проиграл и апелляцию один из крупнейших эмитентов России.

Передо мной лежит копия исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Москвы:

"Обязать АК Сбербанк РФ предоставить АО 'СаСКо-стокс' надлежащим образом заверенные копии следующих документов общества:

- протоколов общих собраний и Советов Директоров Банка за 1999 год;
- заключения ревизионной комиссии по итогам финансово-хозяйственной деятельности общества за 1999 год;
- документов, подтверждающих права общества на имущество Киевского отделения СБ РФ (филиал N..., г. Москва), находящееся на его балансе по состоянию на 01.01.2000 г.;- плана счетов бухгалтерского учета Банка, списка аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типа) принадлежащих им акций по состоянию на 01.01.2000 г.".

11 октября этот исполнительный лист принят к исполнению.

Разумеется, юристы Сбербанка будут всячески затягивать предоставление документов, но особенно долго тянуть резину Сбербанк не сможет - и копии перечисленных документов будут представлены.

"А зачем вам все эти сбербанковские бумаги?" - спросили мы у профессора Волкова. "А низачем", - с доброй улыбкой ответил Александр Дмитриевич. И я ему верю.

Насколько я понимаю, и Сбербанк, и другие крупнейшие эмитенты были выбраны мишенью в первую очередь не для того, чтобы разбираться в мегатоннах заключенных ими сделок и, выискав среди них нелегитимные, прижать менеджмент к стене (хотя схема "Купите кирпич!" именно такие шаги и подразумевает), а для того, чтобы испытать придуманное оружие в схватке с сильным оппонентом. Сбербанк, например, заведомо располагает мощной юридической службой - если уж и она не найдет контраргументов...

Не нашла. По-видимому - повторим сказанное полгода назад - их просто не существует. Оружие действует - и как! Его широкое применение изменит сложившиеся в России отношения между собственниками и менеджерами так же круто, как порох изменил стратегию и тактику военных действий. Акционеры получают неотразимые козыри - управленцам нечем их крыть.

Перечтите исполнительный лист. В нем каждая строка - перл, но особенно вдохновляют последние две: про документы на имущество и про аффилированных лиц. Ведь подавляющая часть управленческого грабежа шла, как известно, через 6-й счет баланса ("Долгосрочные финансовые вложения"). Теперь не пойдет. Акционер скажет: "Ну-ка, дай мне документики на твои вложения... Нет, это не все - с суммой не сходится. Дай все... А теперь дай-ка мне список аффилированных лиц... Ты гляди, как интересно. Так вот что из дочки ушло внучке! Так вот с кем внучка была учреждена! Так вот на какую макулатуру обменено внучкино имущество!.." Последствия очевидны.

Закончу тем, с чего начал: менеджерам, желающим воровать, придется искать новые трюки, не ловящиеся с помощью схемы студентов. Найдут, конечно, - но это будут трюки уже более тонкие, требующие более высокой квалификации и уже по одному этому не так легко разрастающиеся в эпидемию. А потом наши студенты подрастут - и опровергнут и эти трюки. А потом воры... А потом студенты... Так и движется прогресс.

Лед тронулся, господа!