Праздник в Порт-де-Версаль

Кому есть, что сказать о сегодняшнем дне и о будущем автомобилестроения, сделали это в Париже

Вчера, 15 октября, завершил работу Парижский международный автосалон. Проходящий раз в два года, он и на этот раз стал большим событием и одновременно праздником для автомобилистов. Дело не только в количестве мировых премьер - их было около сорока, и не в обилии концептуальных разработок - от очень близких к серийным образцам до совершенно фантастических. Дело, пожалуй, в особой атмосфере французских салонов - демократичной, в чем-то даже беспорядочной, располагающей к сюрпризам и к открытому общению. Здесь представили свои работы гранды мирового автомобилестроения и пока мало кому известные инженеры и дизайнеры. За пару дней мы смогли увидеть едва ли не всех глав компаний и даже обменяться улыбками с президентом Франции. За Жаком Шираком при желании можно было ходить и щелкать фотокамерой несколько часов. Он был на выставке с охраной, вовсе не опасной для здоровья журналистов. На этом салоне, не можем не сказать, одному из нас было отказано в официальной аккредитации на основании отсутствия какой-то национальной пресс-карточки (другому для этого оказалось достаточно редакционного удостоверения), но никто и не думал запрещать ему работать. Словом, Париж...

А начиналось все в 1898 году, когда в саду Тюильри были выставлены 232 автомобиля, участвовавшие в пробеге Париж-Версаль-Париж. Успех первого салона превзошел самые смелые ожидания: выставку посетили 140 тысяч человек. С 1919 года главное событие автомобильной жизни Франции стали называть Salon de l`auto, в переводе на русский - Автомобильный салон. С 1923 года его стали проводить регулярно, каждый второй четверг октября. Можно сказать, традиция сохранилась по сей день.

Как заявил в приветствии участникам и гостям выставки Mondial de l`automobile (теперь это Международный автомобильный салон) президент организационного комитета Пьер Пежо, "автосалон уже более ста лет идет по пути инновационных идей. Его несомненная привилегия - демонстрация новейших научных исследований и технического прогресса, профессионализма и динамизма". В общем, дежурные, но правильные слова, отражающие сущность Парижского салона. Восемьсот компаний из разных стран демонстрировали все, на что способны, на площади, в пару раз превышающей площадь Экспоцентра в Москве. Шоу длилось больше двух недель.

Хозяева салона

Понятно, что самые впечатляющие экспозиции представили французы. В центре стенда Renault красовалась Laguna II. Речь идет не об одной модели, а сразу о двух, существенно отличающихся друг от друга: о седане и универсале. Вот как охарактеризовал новинки руководитель отдела маркетинга компании Тьери Домбреваль: "Два автомобиля, две философии, два подхода. Выразительный, динамичный, даже спортивный седан, и современный универсал - эстетичный, элегантный, высшего класса, предназначенный для требовательных клиентов".

Laguna с кузовом универсал относится к классу touring, поэтому на ней установлен мощный 24-клапанный двигатель V6 (210 л. с.). В скором времени гамму моторов дополнит усовершенствованный 16-клапанный двухлитровый агрегат, развивающий 140 л. с. Вредные выбросы этого двигателя вписываются в экологический стандарт Евро-4, который вступит в силу в 2005 году. Разумеется, новая Laguna оснащается по "высшему разряду". И у нее новая усиленная конструкция кузова.

Настоящим шоу-стопером стенда Renault стала Clio Sport V6, поступающая в открытую продажу уже в ноябре. Интересно, что трехлитровый двигатель, развивающий 230 л. с., расположен сзади. Новой Clio предстоит жить в мире таких автомобилей, как Audi ТТ, BMW Z3, Mercedes-Benz SLK 230, Porsche Boxter и Honda S2000. Популярность этих автомобилей в Европе за последнее время заметно выросла. Например, за пять месяцев текущего года спортивную продукцию этих марок выбрали более 24 тысяч человек. А годом раньше этот показатель был на шесть тысяч ниже. Стоит особо подчеркнуть, что новинка от Renault действительно эксклюзивна. Она изготавливается на линии ручной сборки в Швеции, на заводе TWR. За день предприятие выпускает 12 таких автомобилей.

О партнере Renault по альянсу - компании Nissan - чуть позже.

Особый интерес на стенде Peugeot вызывала концептуальная разработка, которая, судя по всему, недалека от серийного освоения. Имеется в виду купе-кабриолет 206 СС, красовавшийся на специальном подиуме высоко над полом. Рассчитана новинка на четырех пассажиров, которые в зависимости от погоды без труда могут устанавливать или убирать жесткую крышу. При этом меняется объем багажника. Если крыша на месте, он составляет 410 литров. В варианте "кабриолет" отсек уменьшается до 175 литров. Покупателю на выбор предложат два мотора. Первый представляет собой силовой агрегат объемом 1,6 литра, способный развивать мощность 110 л. с. При этой комплектации максимальная скорость составит 193 км/ч. Другой - 16-клапанный двигатель объемом 2 литра, выдает на 28 л. с. больше. Он может разгонять машину до 204 км/ч. При этом ускорение до "сотни" занимает 9,3 секунды. "На всякий случай" перед каждым пассажиром (и водителем, конечно) установлена отдельная подушка безопасности.

Специально для Парижского салона создан шоу-кар Promethee. Передняя дверь этой машины открывается как обычно, а вот задняя съезжает вдоль крыла. Снаружи имеется инфракрасный датчик, который подает компьютеру сигнал о приближении хозяина или пассажиров, а тот услужливо открывает электрические двери.

Кроме автомобилей классического вида Peugeot привезла на выставку машины, словно сошедшие со страниц фантастических рассказов. Дело - в конкурсе, который объявила компания, чтобы изыскать новые пути в автодизайне. Peugeot самостоятельно сделала первый шаг: серию City toyz. Автомобиль VrooMster предназначен для двух пассажиров, которые, как на мотоцикле, сидят друг за другом. Мощность мотора - 110 л. с. Другая необычная разработка называется e-doll. При длине в 2,5 м и ширине 1,54 м это транспортное средство может перевозить трех человек. Причем водитель сидит посередине, а пассажиры - по бокам. Кроме того, управляется e-doll не привычным колесом, а рулем от мотоцикла. В задней части автомобиля помещен вместительный стеклянный чемодан. Его можно отстегивать и брать с собой. Еще одна разработка - Kart up. Это двухместный родстер, шестицилиндровый двигатель которого развивает мощность в 210 л. с.

Компания Citroen, составляющая вместе с Peugeot единый концерн, сделала ставку на модель Xsara. Эта обновленная машина предлагается покупателям в разных модификациях. Кроме того, она получила сразу два новых мотора: 16-клапанный двигатель объемом 1,6 литра (110 л. с.) и двухлитровый - он на 27 л. с. мощнее.

Парад гигантов

Компания номер один - General Motors, судя по всему, не особенно стремилась поразить воображение беспечных парижан или, скорее всего, приберегает главные сюрпризы к Детройтскому автосалону в январе. Тем не менее на стендах брэндов, входящих в ее состав, было что посмотреть. Внимание публики привлек Corvette C5-R - гоночная модификация известной модели. Его технические характеристики впечатляют: мотор объемом 7 литров развивает мощность 600 л. с., а максимальная скорость составляет более 320 км/ч.

Под брэндом Chevrolet были представлены практически все автомобили, предназначенные для европейского рынка: Tahoe, Camaro 2001 модельного года, Blazer. Был на стенде GM и Cadillac, который американцы намерены продавать в сорока странах.

Выставочные площади Opel украсила мировая премьера - Corsa, о которой "Эксперт-Авто" рассказал в прошлом выпуске.

На выставке в Париже SAAB впервые представил дизельный мотор, который уже в скором времени появится на модели 9-5. Мощность в 170 л. с. этому дизельному двигателю помогает развивать турбина с изменяемой геометрией. При этом сама силовая установка выглядит на удивление компактной.

Новый двигатель появился и в гамме моторов Subaru: шестицилиндровый, объемом 3 литра. Он будет устанавливаться на модель Outback, которая появится в Европе к декабрю 2000 года. Этот силовой агрегат оппозитный, как и все другие моторы компании. Его мощность - 209 л. с. По своим размерам он всего на 20 мм больше четырехцилиндрового предшественника объемом 2,5 литра. На автомобиль с этим мотором, который сможет ездить со скоростью 210 км/ч, будет устанавливаться четырехступенчатая автоматическая КПП.

Другой гигант - Ford - устроил в Париже дебют нового Mondeo. Эта модель, как и прежняя модификация, будет продаваться по всему миру. Дизайн автомобиля продолжает фирменный стиль, получивший название New Edge ("новая грань"). На выбор предлагаются два двигателя серии Duratec мощностью 110 и 145 л. с. Кроме того, покупатель получит возможность купить машину с мотором 2,5 литра, выдающим 170 л. с. А любителей экономичной езды, несомненно, привлекут два новых двухлитровых дизеля (90 и 115 л. с.).

Внимание публики привлек и внедорожник Ford Maverick. Он любопытен системой полного привода, которой может управлять электроника, перераспределяя крутящий момент от одной оси на другую в зависимости от условий движения. Но и водитель имеет возможность в любой момент включить полный привод принудительно, обеспечив постоянное перераспределение момента в соотношении 50:50.

На Парижском мотор-шоу Ford показом автомобилей не ограничился. Компания объявила о запуске глобальной электронной системы, позволяющей клиенту получать полную информацию об услугах всех европейских дилеров. В частности, можно через Интернет заказать любую деталь, введя VIN-номер своего автомобиля. Система дает возможность получать информацию о гарантиях и отзывах машин. А в нужный срок на сотовый телефон клиента придет напоминание о том, когда в следующий раз следует приехать на техосмотр.

Шведская Volvo, входящая в концерн Ford, привезла в Париж S60. Несмотря на то что форма задних фонарей однозначно указывает на ее близкое родство с S80, это абсолютно иная машина. Ее внешний облик ближе к купе. Да и выбор двигателей (всего их пять, мощностью от 140 до 250 л. с.) говорит о спортивном характере новинки.

Mazda представила обновленную модель 323. К старым двигателям объемом 1,5 и 1,8 литра добавились два новых мотора: бензиновый имеет объем 1,6 литра, а дизельный, оснащенный системой непосредственного впрыска топлива, - 2 литра. Внешне машина стала более спортивной. Она предлагается в трех вариантах оснащения - спортивный, эксклюзивный и комфорт.

Европейцы не отстают

Volkswagen привез в Париж обновленную версию своего бестселлера - Passat. По итогам прошлого года он в своем классе стал самым продаваемым автомобилем в Старом Свете. Хотя и на других рынках этой модели сопутствовал успех. Этим летом в США, например, был установлен абсолютный рекорд сбыта за последние 25 лет. После модернизации компания планирует закрепить достигнутые позиции. Передняя часть автомобиля выглядит теперь современней, в основном благодаря оптике. В результате стал ярче дальний свет, а в качестве опции предлагаются ксеноновые фары.

Немецкие инженеры заявляют, что Passat стал лучше и в других отношениях. Особое внимание уделялось двигателям. Теперь клиентам предлагается пять бензиновых моторов мощностью от 102 до 193 л. с., которые полностью соответствуют стандарту Евро-4. Кроме этого, есть три дизеля, развивающих мощность 101-150 л. с. Полностью обновлена концепция пятицилиндрового двигателя, устанавливаемого на Passat V5. Вместо прежних двух клапанов на цилиндр теперь ставятся четыре. При этом снизился средний расход топлива. На самые мощные модели семейства, Passat V6 и Passat Variant V6, ставятся, как и прежде, шестицилиндровые двигатели и полноприводная трансмиссия 4Motion.

Несколько мировых премьер устроила в Париже Skoda. Во-первых, это Fabia Combi. Создание этого автомобиля связано с тем, что за последние пять лет рынок универсалов в Западной Европе вырос в пять раз. Чувствуя конъюнктуру, чешская компания решила не отставать от конкурентов. объем багажника у этого универсала - 1225 литров. Машина предлагается в трех исполнениях и с четырьмя бензиновыми моторами мощностью от 68 до 115 л. с. Плюс к этому покупатель может выбрать один из двух дизелей (64 и 101 л. с.) В следующем году компания намерена выпустить 70 тысяч универсалов.

Довольно существенные изменения внесены в дизайн модели Octavia. В частности, переделке подверглись передняя и задняя части автомобиля. Расширилась и гамма двигателей. Их мощность варьируется теперь в пределах 60-150 л. с. Кроме того, новая модель RS будет комплектоваться мотором в 180 л. с. А гамма дизельных агрегатов пополнена новым турбодизелем, предназначенным для модификации Octavia 4X4.

Следует отметить, что с каждым годом дела у чешской компании идут все лучше. Только за последние шесть лет уровень продаж вырос в два раза, достигнув к концу прошлого года 385 тысяч машин. За первые шесть месяцев текущего года продано более 200 тысяч автомобилей. Согласно прогнозу всего в этом году Skoda реализует 400 тысяч автомобилей. Кроме того, у предприятия уже функционируют два филиала - в Боснии и в Польше. А сейчас строится завод в Индии.

За последние два года компания Seat представила сразу пять новых автомобилей. Все они выполнены в новом фирменном стиле и построены на одной платформе с моделями Volkswagen. Шестой и последней новинкой компании стала модель Arosa. Внутри автомобиля потенциальный покупатель обнаружит новую панель приборов и измененные по сравнению с предыдущей версией сиденья. Даже в стандартной комплектации Arosa имеет передние подушки безопасности, центральный замок и электрические стеклоподъемники. На машину предлагается большой выбор двигателей мощностью от 50 до 100 л. с.

Появилась в программе Seat и модификация на базе модели Leon. Называется она Cupra4. На машину устанавливается шестицилиндровый мотор объемом 2,8 литра и мощностью 204 л. с. При этом автомобиль оснащен полным приводом.

Главной премьерой Audi стал концепт-кар, получивший название Steppenwolf. Он представляет собой кузов четырехместного купе, "посаженный" на подвеску внедорожника. Мотор объемом 3,2 литра развивает мощность в 225 л. с. Разгон до 100 км/ч занимает 8 секунд. При этом максимальная скорость достигает 230 км/ч. Длина этого аппарата - 4,21 метра.

Конечно, в Париж Audi привезла не только перспективную разработку, но и весь модельный ряд, в том числе новинку - Allroad Quattro.

В новой раскраске предстал в Париже красавец Bugatti Veyron. Увы, это до сих пор концепт, поэтому нет никаких данных, кроме потрясающих воображение 630 л. с. его двигателя объемом 8 литров.

Двухэтажный стенд Mercedes-Benz украшала мировая премьера купе С-класса. Эта двухдверная модель удивила многих знатоков марки. Например, передняя часть крыши съезжает назад, превращая автомобиль в кабриолет. Впервые на новом купе представлен шестискоростной "автомат" Seqentronic, обладающий функцией ручного переключения. В салоне - царство алюминия. Автомобилистам предлагается выбрать один из четырех бензиновых моторов объемом 2-2,3 литра. Самый резвый из них развивает мощность 197 л. с. Можно выбрать и дизель объемом 2,2 литра мощностью 143 л. с.

Привезли в Париж и популярный в России внедорожник G-класса, вот уже четверть века выпускаемый на заводе в Австрии. В новой версии отметим новую панель приборов, а также видоизмененную переднюю часть и двери внедорожника. Впрочем, облик G-класса по-прежнему вполне узнаваем. А к широкой гамме моторов теперь прибавился восьмицилиндровый дизель мощностью 250 л. с.

FIAT показал новый компактный минивэн Doblo. При длине в 4,17 м автомобиль берет на борт пять пассажиров. Задние сиденья, как и полагается в минивэне, можно сложить, что увеличивает объем багажного отсека до 3000 литров. На выбор покупателя будет предложено три двигателя: два бензиновых и один дизельный. Мощность бензиновых моторов варьируется в пределах 65-103 л. с. Дизели немного слабее - 63-100 л. с. Выход новинки на рынок ожидается уже нынешней осенью.

Компания Alfa Romeo, входящая в концерн FIAT, продемонстрировала свою новейшую разработку - модель 147. Трехдверная машина рассчитана на пятерых пассажиров. Длина автомобиля составляет 4,16 метра. Возможно оснащение тремя моторами. Самый маленький имеет объем 1,6 литра при мощности в 105 л. с., а самый сильный способен выдавать 150 л. с. Если автомобилист желает иметь дизель, то ему предложат мотор 1,9 литра в 110 л. с.

Большой интерес публики вызвал новый MiniCooper - очередная модификация модели, известной с 1959 года. Теперь этот автомобиль помимо современного внешнего облика обрел новый 16-клапанный двигатель объемом 1,6 литра, а также многорычажную подвеску. В соответствии с требованиями безопасности передние подушки входят в перечень стандартного оборудования. Продажи автомобиля, который выпускается в Англии, начнутся весной будущего года через дилерскую сеть концерна BMW.

Весьма впечатляющими характеристиками обладает новинка от Porsche - модель Carrera GT. Выпуск этого родстера запланирован на 2003 год, но уже сейчас понятно, что поклонники у него найдутся. Еще бы, ведь двигатель Carrera выдает 558 лошадиных сил! Максимальная скорость составляет более 330 км/ч, а разгон до скорости 100 км/ч занимает всего 4 секунды. При этом от "нуля" до 200 км/ч автомобиль способен ускориться за 10 секунд. Новинка оснащена небывало вместительным топливным баком, объем которого составляет 90 литров.

Сенсацией автосалона стал мировой дебют двухместного кабриолета BMW, который создатели назвали Z9. Эта машина, относящаяся к классу Gran turismo, оснащена мотором 4,4 литра. Он развивает мощность в 286 л. с. Кроме того, баварский концерн порадовал автомобилистов модернизированной версией М3 мощностью в 343 л. с. Разгон до "сотни" занимает всего 5,2 секунды. При этом средний расход топлива не превышает 11,9 литра на 100 км пробега.

Завершая краткий, увы, разговор о европейских производителях, не можем не сказать о родном АвтоВАЗе. Он тоже присутствовал в Париже и показал кроме известных уже долгие годы моделей концепт-кар Peter Turbo. Пока эта разработка представляет собой скорее чистую идею, чем транспортное средство, способное в обозримой перспективе выехать на дороги.

Азиатские друзья

Целую россыпь европейских и мировых премьер устроила в Париже Toyota. Пожалуй, главным дебютом компании можно считать Avensis. Как писал "Эксперт-Авто", поставки этой модели в Россию уже начались. На сегодня предлагается две модификации. Первая - с двигателем 1,6 литра, фирменной системой изменения фаз газораспределения и механической КПП. Вторая оснащается двухлитровым мотором.

Во Франции состоялся и европейский дебют модели Celica T Sport. На нее устанавливается двигатель объемом 1,8 литра. Мощность мотора составляет 192 л. с. До скорости 100 км/ч машина разгоняется за 7,2 секунды. А максимальная скорость новинки - 225 км/ч.

Следующий экспонат от Toyota - родстер MR2. Машина эта не новая, но в ней применена так называемая секвентальная коробка передач. Она позволяет быстро переключать скорости без педали сцепления. Интересно, что переходить с одной передачи на другую можно и с помощью кнопок на рулевом колесе.

Скоро на европейском рынке начнутся продажи четырехдверного седана Prius. Это машина интересна тем, что оснащена гибридным двигателем. На автомобиль установлено сразу два силовых агрегата. Один - бензиновый объемом 1,5 литра и мощностью 72 л. с., а другой - электрический, развивающий мощность 45 л. с.

На Парижском мотор-шоу появился и обновленный Yaris, получивший название T Sport. На эту версию устанавливается двигатель объемом 1,5 литра (106 л. с.). Разгон до 100 км/ч занимает у нового Yaris всего 9 секунд, а максимальная скорость составляет 180 км/ч.

Впервые в своей истории Lexus выпустил кабриолет, которому присвоен индекс SC430. Машина оснащена жесткой крышей, убирающейся с помощью электромотора. Двигатель новинки имеет объем 4,3 литра. А его мощность составляет 283 л. с.

Mitsubishi тоже не обошлась без премьер. Компания завлекала гостей выставки европейским дебютом пятидверной версии Pajero Pinin. На ней будет устанавливаться новый двигатель объемом 2 литра, оснащенный непосредственным впрыском бензина. Его мощность - 129 л. с. А максимальная скорость с ручной "коробкой" достигает 170 км/ч.

Кроме серийной продукции Mitsubishi продемонстрировала концепт-кар SUW Active. Он оснащен двухлитровым двигателем, который способен выдавать 250 л. с.

Компания Honda привезла в Париж обновленную версию модели Civic. Как и прежде, машина будет производиться на заводе в Великобритании. Автомобиль подвергся детальной переработке. Со следующего года его начнут оснащать двумя новыми двигателями. Первый, объемом 1,4 литра, обладает мощностью 90 л. с. (как и на предыдущем поколении Civic). Однако крутящий момент увеличен до 130 Нм при 4300 об./мин. Благодаря этому автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 12,1 секунды, а максимальная скорость достигает 180 км/ч. Второй мотор, объемом 1,6 литра, способен выдавать 110 л. с. Разгон до 100 км/ч занимает 10,4 секунды при максимальной скорости 200 км/ч. Оба мотора снабжены фирменной системой изменения фаз газораспределения.

Но Honda этой демонстрацией своих возможностей не ограничилась. Компания показала двуногого робота, которого зовут P3. Он стал результатом четырнадцатилетней работы специалистов. Его рост - 160 см, а вес - 130 кг. P3 умеет ходить вперед-назад, по диагонали и боком, подниматься и спускаться по ступенькам и даже стоять на одной ноге. Им можно управлять с помощью специального дистанционного пульта. Максимальная скорость электронного человека составляет 2 км/ч. А работает он от батареи в 138 Вольт.

На Парижском автосалоне Nissan показал сразу несколько концепт-каров. Один из них - компактный внедорожник Nissan X-Trail. Двигатель объемом 2 литра, постоянный полный привод и система электронной стабилизации должны обеспечить автомобилю неплохую динамику и прекрасную проходимость. По нашим данным, этот автомобиль весьма близок к серийному производству и поступит на рынки уже в первой половине будущего года.

Вторая новинка компании - концепт Nissan Fusion. По словам представителей фирмы, она дает возможность представить, как будут выглядеть автомобили этой японской марки в будущем. Конструктивизм - именно этот стиль стал основой экстерьера автомобиля. "Представьте себе машину, полностью занесенную снегом, - говорит Стефани Шварц, главный дизайнер Nissan Europe. - Как бы знакома вам ни была эта машина, снежный покров сглаживает практически все линии и обводы кузова. Нечто подобное мы попытались достичь при создании Fusion". С технической точки зрения в автомобиле присутствуют практически все современные разработки компании. Начиная от вариатора и ксеноновых ламп и заканчивая проигрывателем DVD-дисков и навигационной системой.

Daewoo, несмотря на плачевное финансовое состояние, продолжает удивлять публику новыми разработками. Концепт-кар Calos после серийного освоения наверняка вступит в конкурентную схватку с Toyota Yaris. Новинка представляет собой пятидверный хэтчбек. Вслед за ним корейцы обещают выпустить четырехдверный седан и трехдверный хэтчбек, на который будут устанавливать три двигателя мощностью от 71 до 105 л. с.

К сожалению, в рамках этого репортажа мы не смогли более или менее полно рассказать обо всем, что было достойно внимания на Парижском мотор-шоу. Но, несомненно, вернемся к новым разработкам в следующих выпусках "Эксперта-Авто". Так, в ближайшем, ноябрьском, выпуске будут опубликованы репортажи с тест-драйвов Volvo S60, Alfa-Romeo 147, Passat. Познакомим мы читателей и с другими новинками.

Париж-Москва