Венчурный проект "сильный рубль"

Экономический анализ
Москва, 16.10.2000
«Эксперт» №39 (251)
Заниженный курс рубля, патерналистская промышленная политика и обильные валютные резервы - негодные инструменты стратегического развития России

Искусственно заниженный курс национальной валюты - своего рода "оружие пролетариата", которым слаборазвитые страны пытаются завоевать нишу на международных рынках В современной экономике потребитель, производитель и венчурный капиталист должны иметь возможность быстро находить друг друга и тесно взаимодействовать. Финансовые ресурсы должны вращаться именно в этом треугольнике, а не прокручиваться через государство России вполне по силам превратить рубль в одну из системообразующих мировых валют. Для этого валютные ресурсы должны не оседать в спецхранах ЦБ, а вкладываться в основной капитал страны, увеличивая ее конкурентоспособность

В дискуссии о том, какой нам нужен рубль - сильный или слабый, - помимо политиков и журналистов участвуют и настоящие профессионалы, но проходит она на весьма поверхностном уровне. Обсуждаются преимущественно вопросы стоимости нашего экспорта, импорта потребительских товаров и оборудования, а также выплаты внешних долгов. И тут интересы импортеров, местных производителей, экспортеров и Центрального банка принципиально расходятся. Российским экспортерам сырья и производителям товаров выгоден низкий курс рубля, а импортерам и государству в лице ЦБ и Минфина, которому надо расплачиваться по внешним долгам, выгодно укрепление курса. Увы, сиюминутная личная и корпоративная заинтересованность зачастую предопределяет и логику диспутантов, а политические лозунги о защите местных производителей либо потребителей только окончательно запутывают вопрос.

Для того чтобы выбраться из замкнутого круга чисто конъюнктурных параметров, необходимо рассмотреть проблему в стратегическом ракурсе. С точки зрения позиционирования экономики и всей страны на многие годы вперед России, безусловно, необходим сильный рубль.

Конкурентоспособность

Начнем с главного тезиса сторонников слабого рубля - c конкурентоспособности российской продукции на международных рынках. Логика их проста: поскольку российские товары уступают конкурентам по качеству, они должны быть значительно дешевле. Тем самым они сводят вопрос к прямым издержкам производства.

Однако конкурентоспособность продукта определяется не только ценой и качеством. Вернее, качество имеет много составляющих, а поэтому правильнее говорить о товарности продукта. Товар - это сплав материи, энергии и информации. Товарность продукта определяется в первую очередь самим присутствием на рынке, для чего нужна соответствующая инфраструктура, затем его привлекательностью, узнаваемостью, новизной, оригинальностью, удобством в обращении, долговечностью, стоимостью и доступностью послепродажной поддержки. Доля энергетической и материальной составляющих в цене продукта постоянно снижается, а информационной, или интеллектуальной, - повышается.

Насколько велик удельный вес интеллектуальной составляющей в цене, можно продемонстрировать на примере такого простого и, казалось бы, низкотехнологичного продукта, как яблоки. Как могут французские яблоки конкурировать с воронежскими в московских магазинах? Надо думать

Новости партнеров

«Эксперт»
№39 (251) 16 октября 2000
Идеология компаний
Содержание:
Тема недели
Компании
На улице Правды
Реклама